План на тему экономика как наука.

Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум

Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»

Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.

ПЛАН УРОКА

№№ уроков 95, 96

Тема урока: Экономика как наука и хозяйство

Цели и задачи урока:

Образовательная : создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.

Задачи:

1. Определить черты экономики как науки и хозяйства

2. Выявить основные вопросы экономики.

3. Определить факторы производства.

Развивающая : создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).

Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.

Тип урока комбинированный.

Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.

Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения

1. Организационная часть.

2. Проверка выполнения домашнего задания – выборочная проверка конспектов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».

4. Сообщение нового материала

1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).

Рабочий лист представлен в Приложении 1.

2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).

3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).

5. Закрепление.

Выполнение творческого задания – анализ бизнес-ситуации в малых группах.

Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).

6. подведение итога урока.

А. выставление оценок.

Б. анализ и оценка успешности достижения цели.

    7. Выдача домашнего задания - Задачи экономики;

    Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике

    Макроэкономика и микроэкономика;

    Взаимодействие факторов производства;

    Предпринимательские способности как один из факторов производства.

Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. – С. 152–153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 6-15.

Приложение 1

Раздел 6. Экономика

6.1. Экономика как наука и хозяйство

Понятие экономики.

Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.

В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.

Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.

Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.

Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.

3 вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)

В экономической жизни есть три главных участника:

    семья;

    фирмы;

    государство.

Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь

Факторы производства

Пояснение

1. Природные ресурсы

Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг

2. Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

3. Капитал

Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)

4. Управление

Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей

5. Информация

Знания и сведения, накопленные человечеством

Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:

1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей

2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером

3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.

Макроэкономика и микроэкономика

Макроэкономика – исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.

    Денежная система и инфляция.

    Безработица.

    Внешняя торговля.

    Экономический рост.

Микроэкономика – исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.

    Экономика семьи.

    Экономика региона.

    Экономика фирм.

1. О каком разделе экономики идет речь?

Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.

А.Н. Пупкин открыл закусочную.

В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.

В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.

Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.

Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита

2. Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.

Приложение 2

Творческое задание по теме «Факторы производства»

Карточка 1.

Карточка 2.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка3.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 4.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 5.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 6.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 7.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 8.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • раскрыть понятие "экономическая наука" и его существенные признаки;
  • сформировать представление об экономике, как об одной из основных сфер жизни и её основных проявлениях;
  • характеризовать измерители экономической деятельности и их значение

Цели: c истематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по данной теме

План:

  1. Уровни экономики.
  2. Микроэкономика.
  3. Макроэкономика
  4. Мировая экономика.
  5. Экономическая деятельность.
  6. Факторы производства.
  7. Функции экономической науки.
  8. Измерители экономической деятельности.

Ход урока

Изучение учебного материала осуществляется на основе ранее полученных знаний об экономике как подсистеме общества и её тесной связи с другими сферами общественной жизни.

Экономика - сложное понятие. Это одна из сложнейших сфер жизни общества. С понятием "экономика" вы познакомились в основной школе. Но стоит напомнить, что это понятие имеет два смысловых значения.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом в учебнике и далее организуется беседа по проблемным вопросам:

1) почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой

2) Что стало предметом изучения экономической науки?

3) Можно ли и каким образом удовлетворить постоянно растущие потребности общества?

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Рассмотрим понятие микроэкономика

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д..

Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений...

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое.

Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейн с. Сегодня существует экономическое направление - кейнсианство.

Наука макроэкономика изучает проблемы, которые являются общими для экономики в целом .

  • Экономический рост , экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
  • Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
  • Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
  • Денежное обращение , уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
  • Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
  • Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

В макроэкономике рассматриваются четыре экономических агента:

  • Домохозяйства - являются владельцами экономических ресурсов (факторов производства), основные потребители товаров и услуг. В качестве дохода получают заработную плату за использование фирмами рабочей силы: основного ресурса, производимого домохозяйствами. Платят налоги государству и от него же получают необходимые трансферты, такие как пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам, и другие.
  • Фирмы - основные производители товаров и услуг, главная цель: максимизация собственной прибыли. Являются основными заемщиками на рынке ценных бумаг. Фирмы получают прибыль с инвестиций в товары и услуги. Основными расходами фирм являются налоги, инвестиционный расходы и плата домохозяйствам за ресурсы.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики .

  • Государство - основной производитель общественных благ, основные цели: перераспределение национального дохода, регулирование экономической активности других агентов и рынков. Получает налоги - свой основной источник дохода, платит трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам, если необходимо, делает закупки на рынке товаров. Государство неразрывно контактирует с финансовым рынком.

Частный сектор с государством образуют закрытую экономику .

Иностранный сектор - международные торговля, обращение капитала и ценных бумаг.

Все четыре макроэкономических агента образуют открытую экономику .

Остается в силе принятое в микроэкономике разделение рынков на рынки товаров и услуг, рынки ресурсов, и финансовые рынки. Однако теперь участниками рыночных сделок являются не только отечественные хозяйствующие субъекты, но и иностранные (заграница).

Необходимые для производства продукции ресурсы, или факторы производства, фирмы и государство (для государственного сектора экономики) приобретают на рынке ресурсов. Они получают их от домохозяйств. Домохозяйства передают фирмам через данный рынок основные факторы производства: рабочую силу, финансовый капитал, землю и другие ресурсы за определенное вознаграждение.

Вознаграждением домохозяйств выступают факторные доходы, такие как: рента, капитал, процент, прибыль.

Через рынок товаров и услуг проходит продукция отечественных и иностранных фирм. Фирмы поставляют на этот рынок готовую продукцию, а домохозяйства ее покупают. Причем покупаемая продукция оплачивается доходами домохозяйств, в том числе деньгами, которые они заработали за передачу фирмам необходимых факторов производства. В основном такими доходами являются заработная плата, трансферты (все виды пособий), предпринимательская прибыль, рента, банковский процент, доходы от иных финансовых вложений, например дивиденды по акциям.

На финансовом рынке банки перераспределяют временно свободные денежные средства. Они привлекают временно свободные денежные ресурсы фирм и граждан и направляют их тем, кто испытывает в них настоятельную потребность. Разница между взимаемыми и начисляемыми банками процентами образует их прибыль.

Роль государства, или правительства, в экономике двояка. Во-первых, оно принимает законы, собирает налоги и регулирует экономическое развитие страны. Во-вторых, правительство может выступать в роли как потребителя, так и производителя товаров и услуг. Эта вторая роль правительства будет тем значительнее, чем больше государственный сектор в экономике данной страны.

Не вся произведенная в стране продукция потребляется ее гражданами. Часть этой продукции экспортируется в другие страны в обмен на те товары, которые в данном государстве не производятся совсем или производятся в недостаточном количестве. Разница между величиной экспорта и импорта в стоимостном выражении представлена показателем чистого притока капитала, который указывает на приток или отток капитала из страны. Приток капитала в страну будет иметь место, когда экспорт превышает импорт. Если импорт превысит экспорт, то будет наблюдаться отток капитала из страны. В случае равенства экспорта и импорта не будет ни притока, ни оттока капитала.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика.

Развитие экономике возможно только в результате деятельности. Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать имеющиеся ресурсы в нужные для человека и общества экономические блага. Процесс преобразования и применение ресурсов в предметы потребления можно представить следующим образом.

Ресурсы --- Производство --- Распределение --- Обмен --- Потребление

  • Производство - это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
  • Распределение - это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.
  • Обмен - это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.
  • Потребление - значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Процесс этот - замкнутый круг: потребив, нам снова нужно начать производить, чтобы вновь и вновь удовлетворять потребности. И в этом замкнутом процессе первоосновой служит наличие ресурсов.

Экономическими ресурсами (или факторами производства) принято считать землю , рабочую силу (рынок труда), физический и финансовый капитал . Некоторые экономисты также добавляют в этот список человеческий капитал : способности, таланты людей, позволяющие увеличить производительность. Надо заметить, что под "землёй" экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включают "даровые блага природы", которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождение полезных ископаемых.

Говоря об экономической науке, мы должны определиться, а, собственно, зачем нам, простым обывателям, она нужна? Экономическая наука, как и любая другая, несёт в себе определённые функции.

  • Познавательная
  • Методологическая
  • Прагматическая
  • Образовательная
  • Идеологическая

Нам осталось только определить, а каким образом мы будем измерять уровень экономического развития страны.

Существует два основных показателя, комплексных измерителя экономики страны как целого - валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП)

Валовый национальный продукт - стоимость всех товаров и услуг, произведённых гражданами данной страны в течении года как внутри страны, так и за рубежом. Чтобы объём национального продукта был определён правильно, считают один раз и только конечный продукт. Это важно, т.к. многие товары проходят множество стадий в процессе производства, прежде, чем попасть как конечный продукт к потребителю.

На основе ВНП рассчитывают ещё несколько показателей: валовый внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход.

Мы рассмотрим более подробно на показателе ВВП, который схож с ВНП и столь же часто используется. Валовый внутренний продукт - стоимость товаров и услуг, сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых в течение года внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно говорить о степени развития страны и уровню жизни населения.

Домашнее задание: пар 1 (уч. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. "Обществознание 11 класс"), построить диаграмму изменений ВВП страны и указать причины этих изменений.

Литература.

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. "Обществознание 11 класс" М., 2006

2. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний6 уч. для 10-11 кл., М., 2002

3. Субботина Мир и Россия уч. пособие СПб., 1999

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-2.jpg" alt=">Экономика как наука ">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-3.jpg" alt="> План 1. Что такое экономика 2. Экономическая деятельность 3. Субъекты экономики"> План 1. Что такое экономика 2. Экономическая деятельность 3. Субъекты экономики 4. Уровни экономического анализа

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-4.jpg" alt="> 1. Что такое экономика. Когда и почему человек задумался об экономике?">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-5.jpg" alt="> 1. Что такое экономика. Название этой науки, было дано великим"> 1. Что такое экономика. Название этой науки, было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, т. е. , «экономика» - в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» В IV веке до н. э. древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу «Ойкономия» (от слов ойкос – дом, хозяйство и номос – правило, закон), где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-6.jpg" alt="> 1. Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества"> 1. Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-7.jpg" alt="> 1. Что такое экономика. 2. Экономика – наука, которая исследует, как люди"> 1. Что такое экономика. 2. Экономика – наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 3. Экономика – это исторически определенные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных благ

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-8.jpg" alt=">2. Экономическая деятельность ">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-9.jpg" alt=">2. Экономическая деятельность Стр. 7 -8 ">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-10.jpg" alt="> 2. Экономическая деятельность Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми усилий"> 2. Экономическая деятельность Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми усилий при решении задач жизнедеятельности Разделение труда Специализация Торговля

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-11.jpg" alt="> 2. Экономическая деятельность Пути увеличения объема производства Расширение объемов использования экономических"> 2. Экономическая деятельность Пути увеличения объема производства Расширение объемов использования экономических ресурсов. Увеличение эффективности их использования. ИНТЕНСИВНЫЙ ЭКСТЕНСИВНЫЙ

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-12.jpg" alt=">3. Субъекты экономики ">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-13.jpg" alt="> 4. Уровни экономического анализа Экономика Микроэкономика – часть Макроэкономика –"> 4. Уровни экономического анализа Экономика Микроэкономика – часть Макроэкономика – экономической науки, раздел экономической исследующая науки, исследующий экономические экономику как единое отношения между целое (проблемы отдельными безработицы, бедности, хозяйствующими экономического роста, субъектами роли государства в (потребители, работники, регулировании фирмы, отрасли и экономики и защите рынки), их деятельность интересов общества, и влияние на например, национальную антимонопольная экономику политика)

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-14.jpg" alt="> Микроэкономика Макроэкономика Проблемы: выбора, Проблемы повышения альтернативной стоимости,"> Микроэкономика Макроэкономика Проблемы: выбора, Проблемы повышения альтернативной стоимости, занятости, увеличение цены и ее влияния на объемов производства, элементы хозяйства, преодоление инфляции, процессы производства и безработицы, кризисов и т. д. потребления, изменения спроса и предложения и т. д. Стремление к динамике, Стремление к росту стабильности Подчинение принципу рыночной социального эффекта целесообразности Действуют два субъекта: Действуют три субъекта: фирма и домохозяйство фирма, домохозяйство и государство

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-15.jpg" alt="> 4. Уровни экономического анализа Связь микро- и макроэкономики Оба уровня"> 4. Уровни экономического анализа Связь микро- и макроэкономики Оба уровня экономического анализа использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, Микро- Макроэкономика: Связь экономика: Анализ микро- и Причины правительственного макроэко роста цен на решения об номики продукцию антимонопольной нефтезавода политике.

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-16.jpg" alt="> Мировая (международная) экономика Ø Законы развития мирового хозяйства Ø Проблемы взаимосвязи национальных"> Мировая (международная) экономика Ø Законы развития мирового хозяйства Ø Проблемы взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством Ø Исследование международной торговли товарами и услугами, движения капиталов, обмена в области науки и техники, международных валютных отношений и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-17.jpg" alt=">Выберите верные суждения об экономике как науке 1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются">

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-18.jpg" alt=">Выберите верные суждения об экономике как науке 1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются"> Выберите верные суждения об экономике как науке 1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка. 2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики. 3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами. 4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства. 5) Экономика как наука зародилась в античные времена.

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-19.jpg" alt=">Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста. 1) расширение"> Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста. 1) расширение таксомоторного парка 2) повышение квалификации работников здравоохранения 3) создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов 4) внедрение энергосберегающих технологий 5) введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе 6) увеличение добычи нефти

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-20.jpg" alt=">Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие интенсивные факторы экономического роста. 1) освоение"> Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие интенсивные факторы экономического роста. 1) освоение целинных и залежных земель 2) повышение квалификации работников 3) внедрение новых технологий 4) увеличение капиталовложений 5) привлечение дополнительной рабочей силы 6) рациональное распределение ресурсов

Src="https://present5.com/presentation/3/440291198_450068984.pdf-img/440291198_450068984.pdf-21.jpg" alt=">Дома: Стр. 6 -9 (термины) Привести три аргумента необходимости изучения экономики">

1. Экономика - это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

2. Экономика как наука:

    основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

    предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

    особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

3. Функции :

    познаватель­ная;

    методологи­ческая;

    практиче­ская (прагма­тическая);

    образова­тельная;

    идеологи­ческая.

4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

3 . 3 основных вопроса в экономике:

1.Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Вопросы для самопроверки и задания для выполнения:

    Что такое товар и услуга?

    Какие основные проблемы существуют в экономике?

    На основе 3 вопросов в экономике, возьмите любой товар или услугу и опишите по вопросам, что будите производить? Как будите производить (т.е. откуда возьмете денежные средства и какие материалы необходимы будут, какая рабочая сила необходима и т.д.)? для кого будите производить товар или оказывать услуги (т.е. кто будет вашим потребителем и почему именно вы выбрали данный вид товара или услуги.)

    1. Предмет и метод экономической теории

План.

    Предмет экономической теории.

    Функции экономической теории.

    Методы изучения экономической теории.

    Структура экономической науки.

    Предмет экономической теории.

Термин «экономика» ввел в научный оборот греческий мыслитель Аристотель. В работе «Политика» он обозначил этим понятием учение о ведении домашнего хозяйства. Таким хозяйством в его время было поместье рабовладельца, в котором рабы производили натуральные продукты. Эти продукты Аристотель считал настоящим богатством.

С тех пор прошло более двух тысячелетий. За это время понятие «экономика» претерпело существенные изменения. Сегодня под экономикой понимается:

    Различные производственные факторы (личные и материально-технические);

    Производственные технологии;

    Процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

    Социальные связи между людьми и взаимодействие общества и государства.

Таким образом, предмет экономической теории – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Что же представляют собой экономические отношения? В экономической теории существуют два совершенно разных взгляда на экономические отношения. Согласно первому из них, экономические отношения – это связь между двумя материальными благами (Т-Д) – «вещь-вещь».

Второй взгляд основан на рассмотрении экономических отношений как взаимосвязи хозяйственных субъектов (отдельных лиц, предприятий, государств) – «человек – человек».

В действительности экономические отношения строятся по принципу: субъект – вещь – вещь – субъект.

Эти связи не всегда лежат на поверхности и их можно выделить только при изучении функций экономической теории.

    Функции экономической теории.

Функции экономической науки вытекают из того, насколько положения этой науки соответствуют реальной действительности.

Познавательная функция состоит во всестороннем изучении формы экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открывать законы развития национального хозяйства.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, изучают тенденции и законы хозяйственного развития. При этом может применяться экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности),экономические модели ,экономические принципы.

Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Она приобретает важное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития крупных предприятий и национальных хозяйств в целом.

Практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.

Критическая функция исследует возможности использования положительного экономического опыта, имеющегося в мировой экономической теории и практики.

Понять и оценить содержание этих функций можно только владея основными методами познания экономической науки.

    Методы изучения экономической теории.

Основными методами научного познания, применяемыми в экономической теории, являются:

    Исторический подход. Он состоит в том, что при изучении всякого экономического явления следует выяснить: когда и как оно возникло, какие основные этапы развития прошло и каким оно стало в настоящее время (например, товарное хозяйство, деньги).

    Логичность мышления. Логика помогает достичь доказательности и истинности высказанных положений и выводов. Она позволяет вскрыть причинно-следственные связи, складывающиеся между различными хозяйственными явлениями. Логика позволяет правильно классифицировать экономические явления (например, конкуренция, монополия).

    Построение экономических моделей. Этот метод применяется в экономической теории для выявления внутренней структуры хозяйственных процессов, открытия свойственных им закономерностей (например, связь инфляции и безработицы).

    Системный подход. Системный подход применяется потому, что все экономические отношения образуют систему. Поэтому важно знать виды систем в экономике, их структуру и характер взаимосвязей составных частей (например, структура производства).

    Сравнительный анализ экономических систем. С помощью этого анализа выявляются общие черты и различия между системами, сопоставляются достоинства и недостатки различных хозяйственных образований (например, различные формы собственности).

    Выявление и анализ экономических противоречий. Противоречия - это внутренняя причина всякого развития, поскольку любое явление имеет как положительные так и отрицательные стороны (например, государственное вмешательство в экономику).

    Использование социально-экономической статистики. Социально-экономическая статистика изучает систему показателей, отражающих важнейшие процессы общественного развития. Экономическую теорию невозможно изучать без использования данных социально-экономической статистики (например, государственный бюджет, международная торговля).

    Структура экономической науки.

Экономическая наука имеет сложную структуру, поскольку отражает сложное строение экономической действительности.

Отраслевая организация народного хозяйства изучается такими науками как: экономика промышленности, экономика с/х, экономика торговли, экономика транспорта, экономика связи, экономика природопользования, экономика строительства и т.п.

К функциональным экономическим наукам относят: бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, экономическая статистика и т.п.

В ряде стран с большой территорией, где выделяются регионы с весьма различными условиями экономического развития, выделяют особую науку - региональную экономику.

Принято выделять науки, существующие на стыке с другими, не экономическими, областями знания: демография, экономическая география и т.п.

Существует целый ряд экономических дисциплин, в которых главным является экономический аспект: история экономических учений, история экономики, история народного хозяйства и т.п.

Кроме этого принято выделять микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает функционирование отдельных экономических единиц (домохозяйства, фирмы), макроэкономика изучает общеэкономические процессы, охватывающие национальную экономику в целом.

Вопросы для самопроверки.

    Вводный предварительный опрос:

    Что такое экономика.

    Какие экономические понятия вам известны.

    Нужны ли экономические знания в повседневной жизни.

    В чем может заключаться трудность в изучении экономической теории.

    Выскажите свое мнение по поводу следующих суждений:

    Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

    Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

    Какой слой населения нуждается в экономических услугах?

3. Напишите эссе на тему: «Возможно ли существование государства без экономики?»

Похожие статьи

  • План на тему экономика как наука

    Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и...

  • Самые трудные вопросы по биологии егэ

    В презентации представлен личный опыт работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по биологии.Проанализированынаиболее сложные вопросы, требующие нестандартных ответов, дан алгоритм решения разноуровневых задач (С1 - С6). Система работы...

  • Некрасов николай алексеевич

    Очень краткая биография (в двух словах) Родился 10 декабря 1821 года в Немирове, Подольская губерния. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), поручик. Мать - Елена Андреевна Закревская (1801-1841). В 1832 году поступил в...

  • Почему северная корея не пойдет китайским путем

    Северная Корея имеет не самую лучшую репутацию. В мире считают, что в КНДР воцарился иррациональный и воинственный режим, а управляют страной люди, остающиеся в плену идеологических моделей 70-летней давности. Однако более трезвый взгляд...

  • Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек

    Организм человека - это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с...

  • Автоматизация звука л картотека по логопедии на тему

    Екатерина Евгеньевна Рыжкова Речевой материал для автоматизации звука [Л] Автоматизация звука [Л] 2. Автоматизация звука [л] в прямых слогах 3. ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ...