Положение о логопедическом пункте учителя логопеда школы. Логомаг
Приложение к Уставу Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №64
В.А. Ахматова
Положение
о логопедической службе
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Минобразования России от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Основная цель логопедической службы – оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей. Организация деятельности логопедической службы позволяет устранять или смягчать речевые и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогической деятельности – воспитанию всесторонне развитой личности.
1.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями и городской психолого-медико-педагогической комиссии, должностной инструкцией.
II. Направления деятельности логопедической службы.
2.1.Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее;
Профилактическое;
Консультативно-просветительское;
Организационно- методическое;
Исследовательско - аналитическое.
2.2.Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции; комплектовании групп и подгрупп на основе диагностических данных; составлении перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составлении расписания занятий; подготовке необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
2.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий согласно расписания, утвержденного директором образовательного учреждения. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.
2.4. Профилактическая деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; охране нервно-психического здоровья детей; адаптации детей к школе, созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.
2.5. Консультативно-просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время. Консультативно-просветительская деятельность осуществляется через сообщения, доклады на педагогических советах образовательного учреждения, школьных заседаниях методических объединений; родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы и др.
2.6. Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
2.7. Организационно-методическая деятельность включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. С этой целью учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.
2.8. Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
I II . Организация логопедической работы
3.1. В группы для получения специальной логопедической помощи зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.
2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября относительно вновь прибывших младших школьников, и с 15 по 30 мая относительно обучающихся, получающих специальную логопедическую помощь в течение данного учебного года.
Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке обследованных для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту.
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.
3.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы зачисляются обучающиеся с однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов.
3.4. Наполняемость группы или подгруппы обучающихся с первичной речевой патологией определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой:
С общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел.;
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.;
С фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;
С недостатками произношения – 6-7 чел;
Заикающихся детей – 3-4 чел.
Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.
3.5. Логопедические занятия с обучающимися общеобразовательной школы проводятся в часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).Обучающиеся, не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.
3.6. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:
Общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;
ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;
С группой заикающихся - 3 раза в неделю;
Фонетический дефект – 2 раза в неделю;
Индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.
3.7. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – 1,5-2 года.
3.8. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
3.9. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.
Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для того, чтобы: проверить письменные работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия.
В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
посещение уроков в общеобразовательных классах;
посещение логопедических занятий у другого учителя – логопеда в своем общеобразовательном учреждении;
оформление промежуточной или итоговой документации;
подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста районного ЦДиК, руководителя районного методического объединения.
3.10.Учителем-логопедом систематически ведется следующая документация:
Журнал со списком обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи по установленному в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» образцу.
Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися.
Перспективный план работы на каждую группу обучающихся.
Общий план методической работы на учебный год.
Рабочие тетради обучающихся.
Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
I V. Функции руководителя общеобразовательного учреждения и учителя-логопеда
5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения.
5.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
5.3. Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся; обеспечивает усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
5.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.
5.5. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.
Ирина Шамурина
Положение о логопедическом пункте
Положение о логопедическом пункте
в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 8 «Светлячок» с. Октябрьское KJ Октябрьского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Логопедический пункт при Учреждении организуется с целью оказания учителем-логопедом помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи и не посещающим специализированные группы для детей с нарушением речи.
распоряжением Главы районной администрации при наличии соответствующих услойий квшшфикац]Яо1шыхка^ов.
1.3. Основными задачами логопедического пункта являются :
Профилактика и коррекция речи нарушений в развитии устной речи
дошкольников;
Пропаганда логопедических знаний среди педагогов Учреждения, родителей воспитанников /их законных представителей/;
Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптационной среде;
Своевременное предупреждение нарушений письменной речи.
2. Организация работы логопедического пункта
2.1. На логопедический пункт Учреждения зачисляются дети, имеющие
различные нарушения в развитии речи : общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН, фонематическое недоразвитие (ФмН, фонетическое недоразвитие (ФН) .
2.2. Выявление детей с нарушениями для зачисления на логопункт производится с 1 сентября по 30 мая, по мере освобождения мест.
2.3. Учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ. Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель- логопед направляет на психолого -медико-педагогический консилиум, который даёт заключение о их зачислении на логопункт . Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования и заносятся в сводную речевую карту.
2.4. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке детей, нуждающихся в логопедической помощи , который утверждается руководителем Учреждения и является основанием при тарификации) для утверждения штатного расписания на учебный год)
2.5. На логопункт , в первую очередь, зачисляются дети, подготовительной к школе и старшей группы, имеющие недостатки речи. Детям 2 младшей и средней групп, в случае невозможности зачисления на логопункт , помощь оказывается через регулярное консультирование родителей и педагогов по вопросам исправления недостатков речи.
2.6 Логопункт комплектуется из числа детей, посещающих детский сад, а так же из числа неорганизованных детей дошкольного возраста данного микрорайона. Прием и выпуск детей производится втёчение всего года по мере ~ необходимости. Одновременно на логопункте занимаются не менее 20 детей.
2.7 Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ОНР, алалия, дизартрия, заикание, ринолалия) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, направляются на обследование ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка в логопедической группе (на базе детского сада № 7 «Росинка» с. Октябрьское)
2.8. Период коррекционно-развивающих занятий с детьми на логопедическом пункте Учреждения длится с 16 сентября по 14 мая включительно. Срок коррекционного обучения ребенка зависит от степени сложности дефекта и составляет 4-6 месяцев и более для детей с фонетическим дефектом, и до 9 месяцев- с фонетико-фонематическом недоразвитием. При необходимости срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи.
2.9. Основной формой логопедической работы являются - индивидуальные и групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от сложности структуры речевого дефекта и индивидуальных
особенностей детей. Возможна работа с детьми в микро группах по 2-3 человека, состав которых может меняться в зависимости от динамики коррекции речевых нарушений.
Группы воспитанников Предельная наполняемость
С общим недоразвитием речи до 4 воспитанников
С нерезко- выраженным ОНР до 5 воспитанников
С ФФН и ФН до 6 воспитанников
С недостатком звукопроизношения до 6 воспитанников
2.10. Коррекционные занятия на логопедическом пункте проводятся ежедневно в часы, свободные от занятий согласно утвержденного администрацией графика. Образовательная нагрузка на детей -логопатов рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.
2.11. На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада.
2.12. Коррекционная работа с детьми, имеющими ОНР, ФН, ФФН, обусловленные дизартрией, ринолалией, проводится не менее 3-х раз в неделю; с детьми, имеющими ФН, ФФН, обусловленные дислалией, не менее 2-х раз в неделю.
^ 2.13. Длительность индивидуальных занятий составляет 20-25 мин с учетом движения ребенка по детскому саду с учителем-логопедом .
2.14. Воспитатель возрастной группы ДОУ ведет дополнительную коррекционную работу с детьми-логопатами под руководством учителя-лошпеда и привлекает к этой работе родителей.
2.15 Непосредственную ответственность за организацию логопедической
3.1 .Учитель-лошпед несет ответственность за :
Своевременное выявление детей с речевой паталогией
Комплектование групп детей, занимающихся на лошпункте
Качество проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
4. Руководство работой логопедического пункта
4.1 .Руководство деятельностью учителя-логопеда осуществляется по административной линией. Учитель-логопед подчиняется заведующему и старшему воспитателю ДОУ
5. Взаимодействие
5.1. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями групп, в которых находятся дети с нарушениями речи. Преемственность в работе учителя- логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради взаимодействия.
5.2. Учитель-логопед взаимодействует со специалистами ДОУ :
Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель
Медицинский работник /по согласованию/ (в рамках ПМПк)
Взаимодействие с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем осуществляется согласно совместному плану работы, согласованному со старшим воспитателем ДОУ.
Положение о логопедическом пункте
1.Общие положения
1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.
2.Задачи логопедического пункта
2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.
2.2.Устранять эти нарушения.
2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
3.Организация деятельности логопеда
3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
Недостатки произношения-фонетический дефект.
3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.
по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи.
3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.
3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.
3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.
3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).
3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
3.11.В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем:
Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу;
Участие в работе методического объединения учителей-логопедов;
Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области;
Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям;
4. Руководство логопедическим пунктом
4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МОУ СОШ осуществляет директор.
4.2.Директор МОУ СОШ:
Обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы;
4.3.Учитель-логопед:
Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.
Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку)
Разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт.
4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием.
Документация логопедического пункта при МОУ СОШ _______
Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.
Годовой план организационно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями.
Тетрадь учёта консультаций.
График работы учителя-логопеда.
Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма.
Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи.
Паспорт кабинета.
Анализ о проделанной за учебный год работе.
Приложение 1
Список обучающихся, имеющих
Нарушения в развитии устной и письменной речи.
(заполняется учителем- логопедом после обследования обучающихся.)
Сентябрь 2014г
Фамилия, имя обучающегося. | Г.р. | Класс | Дата обследо- вания. | Реальная успеваемость по родному языку. | Заключение учителя- логопеда. | Примечание. |
1.Котов Олег | 14.05.08 | 1-а | 09.09.13 | Начало у/года | НВОНР | |
Приложение 2
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)
- Фамилия, имя, возраст.
- Класс.
- Домашний адрес, телефон.
- Дата зачисления в логопедический пункт.
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
- Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
- Заключение психиатра.
- Состояние слуха.
- Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части
речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие
аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,
искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового
состава слова.
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и
замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
- Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,
слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
- Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность
заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
- Заключение учителя-логопеда.
- Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту
отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 3
Индивидуальная карточка учащегося
1.Фамилия, имя, дата рождения_________________________
2.Класс____________ Домашний адрес__________________
____________________________________________________ _______________________________________________________________
3.Телефон________________________ ___________________________________________
4.Посещал ли детский сад?______________________________
5.Речевая среда(есть ли в семье заикающиеся, с дефектами
речи, двуязычие) _____________________________________ двуязычие)_____________________________________________________
6.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) _____________
(когда стал ходить)_______________________________
7.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) _____
______________________________________________________ ________________________________________________________________
(первая фраза)___________________________________________
занятий при школе.
Расписание занятий:____________________________________
________________________________________________________________
Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение
своими детьми логопедических занятий.
Подпись родителей _________________________ родителей______________________
Дата заполнения ___________________________
8.Дата зачисления на логопедический пункт________________
9.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт____________ _________________________________________________________________
10.результат коррекционной работы _________________________________________________________________
_______________________________________________________ _________________________________________________________________
Подпись логопеда __________
Приложение 4
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся
Ф.И. Р | Год рождения | класс | Дата обсл. | Логопедическое заключение, принятые меры | примечания |
|
Петров Иван Сергеевич | 05.10.2008. | 1-а | 12.09.2014 | Выпущен 15.05.20014 |
||
Приложение 5
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт
(название учреждения)
в 2014-2015 учебном году.
Месяц Сентябрь
Список детей | |||||||||||||||||||||||
Артемьев Евгений |
Приложение 6
Годовой план организационно-методической работы
Учителя - логопеда МОУ СОШ________
Ф. И. О. на 2014-2015 учебный год.
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Советская
средняя школа №1»
С.Г. Антонова
«_____»_____________2015 г
Положение
об организации и работе логопедического пункта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы, Инструктивным письмом № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» МО РФ от 14.12.2000г.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является структурным подразделением МБОУ «Советская СШ №1».
1.4. Общее руководство работой логопедического пункта возлагается на руководителя школы.
1.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудуется согласно требованиям к нему.
2. Цели и задачи.
2.1. Логопедический пункт МБОУ «Советская СШ №1» создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
Повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
Обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
Повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4. Порядок комплектования и организация деятельности.
4.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
4.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ со следующими диагнозами:
Общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
Фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
Заикание;
Недостатки произношения – фонетический дефект;
Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
Нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4.3. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ, со следующими диагнозами:
ОНР;
ФФНР;
ФНР.
4.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
4.5. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.
4.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
4.7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
4.8. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.
4.9. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:
для учащихся 1-х классов 35 минут;
для учащихся 2-х-4-х классов 40 минут.
Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
4.10. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
4.11. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.
4.12. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.
5. Организация логопедической работы
5.1. Предельная наполняемость логопедического пункта- не более 20 человек.
5.2. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению № 3 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
С общим недоразвитием речи (ОНР) -до 3 человек;
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)- до 4 человек;
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)- до 5 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонетическим (фонематическим) недоразвитием речи- до 5 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи – до 4 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи- до 2 человек;
Заикающиеся- до 3 человек;
С недостатками произношения отдельных звуков- до 6 человек;
Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся
5.3. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики), (основание: письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
5.4. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
5.5. Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
5.6. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
5.7. В случае уточнения диагноза обучающегося с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
5.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед и классный руководитель.
6. Права и и обязанности учителя-логопеда.
6.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности «логопедия».
6.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством.
6.3. Учитель-логопед:
Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;
Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
Консультирует родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам коррекции нарушений в развитии письменной и устной речи
Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет в форме текста и в форме отчета-сетки о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно приложению № 4 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
6.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально, на консультативную работу отводятся 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями; оформляет необходимую документацию.
6.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно приложению № 5 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000
7. Документация логопедического пункта.
7.1. Инструктивное письмо
7.2 Положение об организации логопедического пункта
7.3 Должностная инструкция учителя-логопеда.
7.4. Годовой план работы учителя-логопеда
7.4. Расписание логопедических занятий
7.5. Список обучающихся, зачисленных для занятия в логопедический пункте
7.6. Журнал учета посещаемости занятий логопедических занятий обучающимися
7.7. Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся
7.8. Журнал консультаций
7.9. Речевые карты на каждого обучающегося
7.10. Рабочая программа на каждую группу обучающихся.
7.11. Индивидуальные тетради обучающихся
7.12. Анализ работы и отчет за год.
7.13. Паспорт логопедического кабинета
8. Руководство работой логопедического пункта
8.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется администрацией образовательного учреждения.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Лесная сказка»
Приказ
ПОЛОЖЕНИЕ
3.4. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы логопедического пункта составляет 20 часов, из которых 18 часов отводится на непосредственную коррекционно-логопедическую работу с детьми и 2 часа – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями.
4. Комплектование логопедического пункта
4.1. В логопедический пункт зачисляются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, имеющие различные нарушения речи:
· фонетические нарушения (НПОЗ);
· перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год, включающий в себя мероприятия с педагогическим коллективом, родителями, самообразование и т. п.;
· речевые карты детей с планом индивидуальной работы;
· график работы и циклограмма использования рабочего времени , утвержденные заведующим ДОУ;
· журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий;
· расписание индивидуальных и подгрупповых занятий;
· аналитические отчеты учителя-логопеда за учебный год;
· журнал учета профилактической работы;
· индивидуальные тетради детей, в которых фиксируется взаимодействие учителя-логопеда и родителей;
· паспорт логопедического кабинета, включающий в себя перечень имеющегося оборудования и пособий;
· должная инструкция.
9. Руководство работой логопедического пункта
9.1. Руководство работой учителя-логопеда осуществляет заведующий ДОУ.
10. Материально-техническое обеспечение
10.1. Для работы логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и приспособленный для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Кабинет оснащается необходимым оборудованием согласно общим требованиям, предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета.
10.2. Финансирование деятельности логопедического пункта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами , согласно виду учреждения.
10.3. Вопросы деятельности логопедического пункта ДОУ, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, Уставом ДОУ, зарегистрированным в установленном законодательном порядке.
Похожие статьи
-
Прогресс и регресс россии
Прогресс (от латинского движение вперёд) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных...
-
Что такое жизненный опыт
Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять...
-
Молитва для защиты от нечистой силы
1. Отче Наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и...
-
Икона божией матери «чимеевская Чимеевская божья матушка
КАЗАНСКАЯ ЧИМЕЕВСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Главная святыня Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря в селе Чимеево Белозерского района Курганской области. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую...
-
Что такое лента времени по истории 5
Включить эффекты 1 из 15 Отключить эффекты Смотреть похожие Код для вставки ВКонтакте Одноклассники Телеграм Рецензии Добавить свою рецензию Зарегистрируйтесь , чтобы добавить рецензию. Слайд 1 Лента времени (фр
-
Введение в историю - хронология и лента времени
function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox...