Дифференциация гласных звуков ы и. Дифференциация гласных звуков Ы –И

Прозвенел долгожданный звонок

Все мы сядем красиво за парту

Стул подвинем к себе и выпрямим осанку.

На нашем занятии я и звуки с вами любят играть, и очень много посмеяться.

Ну что готовы сегодня играть на нашем занятии со звуками?

Тогда ушки на макушки, сейчас я произнесу звуки, а вы слушаете внимательно, считаете про себя, и подняв руку говорите сколько же звуков услышали

Ау, оау, уюа, юа, уаю

Какие звуки я вам назвала?

Почему они гласные?

Послушайте стихотворение

Что глядишь корова,

Строго и сурово?

Мишка- лодырь через а,

Написал карова,

Напишите вы

Мишку через ы

Проучите Мишку-

Превратите в Мышку,

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать.

О чём стихотворение?

О том как Мишка написал неправильно слово корова.

И корова разозлилась и тоже предложила в его имени сделать ошибку.

Давайте с вами, сравним слова: мишка и мышка

Чем они отличаются?

(звуками ы, и)

Вывешиваю слова мишка и мышка

А теперь чем отличаются?

Буквами ы и

Может кто - то из вас догадался, с какими звуками и буквами будем играть на сегодняшнем занятии?

Со звуками и буквами ы, и

А чему вас учат игры со звуками?

Не путать их в написании.

Учиться различать на слух звуки у букв ы – и,

Правильно, сегодня мы будем с вами учиться не путать звуки и ы у букв Ы И

Таблички

Почему на первой табличке нет заглавной буквы Ы?

Дети отвечают:

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни ты,ни мы, ни вы,

Не обходимся без ы.

Вам звуки приготовили много игр:

Вот сейчас мы и сыграем в игру: «я слышу, вижу, ощущаю»

Профиль звука и и ы

Поставьте перед собой зеркала и произнесите сначала [ы] , а потом [и].

Давайте же их сравним, чем же они отличаются?

Произнесите звук[и], проверь себя: что слышишь, что видишь, что ощущаешь, что осязаешь?

(имя) я слышу: звук [и]

(имя) я вижу: губы разомкнуты и несколько растянуты в улыбке, зубы сближены

(имя) я ощущаю: губы напряжены и растянуты в улыбке, широкий язык упирается за нижние резцы, Спинка языка напряжена, выгнута.

(имя) я осязаю вибрацию в гортани, струя плавная и тёплая.

Запомним:

1.Губы разомкнуты и растянуты в улыбке

2.Зубы сближены

3Кончик языка внизу

4 г.с сомкнуты и вибрируют

5.струя выдыхаемого воздуха – плавная теплая.

А теперь произнесём звук ы: проверьте себя, что слышите, что видите, что ощущаете и осязаете.

(Имя) я слышу звук [и];

(имя) я вижу губы разомкнуты, зубы сближены

(имя) я ощущаю: кончик языка опущен вниз и отодвинут в глубь, спинка языка вынута

(имя) я осязаю вибрацию, воздушная струя плавная тёплая

Запомним

    Губы разомкнуты

    Зубы сближены

    Кончик языка внизу

    Г.с сомкнуты и вибрируют

    Струя выдыхаемого воздуха –плавная тёплая

Чем же отличаются наши звуки?

При произнесении звука [ и] губы в улыбке

При произнесении звука [ы] губы не напряжены

При произнесении звука [и] язык упирается в нижние зубы

При произнесении звука[ы] кончик языка отодвинут от нижних зубов

Что общего между этими звуками?

Оба гласные.

У вас на столах есть карточки, возьмите карточку под номером один

Что там видите?

Как они написаны?

Слоги написаны в 2 строчки

Прочитайте слоги первой строчки

Прочитайте слоги второй строчки

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

ПИ, ТИ,МИ, СИ,РИ, ДИ, БИ, КИ

Как произносятся согласные в первой строчке? (твёрдо)

Как произносятся согласные во второй строчке? (мягко)

Назовите гласный, перед которым согласный звук звучит твёрдо – ы, а мягко - и.

Сейчас посмотрим, как вы со звуками подружились.

Я называю вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким согласным звуком.

Пы- пи, ры – ри, кы –ки, ны –ни, а теперь поменяемся гласными.

А теперь мы отдохнём, пальчики наши разомнём:

Физ. Минутка

Возьмите карточку номер

№2 пы, ты, пи, мы, ти, ми, ры, ды, ри, ди

Детки- эти слоги вам надо будет записать, в тетрадку, в первую строчку слоги со звуком ы, во вторую строчку со звуком и

Открываем тетрадки, под наклоном их кладём,

Сядем красиво, спинки выпрямим, проверим правильно ли взяли ручки в руки, проверьте друг у друга

Записываем число, и начинаем выполнять задание.

Чем мы сейчас занимались?

Различали буквы и-ы в слогах

У вас на партах есть геометрические фигурки.

Какие у вас фигурки?

Треугольник и квадрат

Треугольник, это и, а квадрат это ы

Сейчас я вам буду говорить слова с нашими звуками и и ы, а вы с помощью фигурок выложите в ряд узор.

Кто-то работает у доски.

Мышь, лиса, рысь, тигр, сыч

Проверяем

У всех получился такой узор?

Кто вспомнит, какое слово назвала 1,

Вывешиваю картинки.

Кто внимателен и скажет, какая картинка лишняя?

Сыч, почему?

Какие вы смекалистые, умные, и очень быстро отвечаете на вопросы

У вас есть карточка под номером 3 , прочитайте задание.

Вставьте пропущенные буквы ы, и

Скворц.., ласточк.. грач.. синиц…, снегир.. аист.., кукушк.., клест.. стриж.., свиристел…, дрозд.., сов…, щегл…

Как можно одним словом назвать все слова?

На какие две группы можно разделить этих птиц?

Перелётные и неперелётные

Почему их так называют?

Каких зимующих/ перелётных птиц вы знаете?

Запишите любых 2 слова, где в названии птиц есть звук ы, и 2 слова где есть звук и.

Какие выписала слова со звуком ы (имя)

Какие слова выписала со звуком и (имя)

Детки, кто скажет, где мы сейчас учились не путать буквы и звуки?

В словах.

А теперь поиграем в нашу игру почемучек.

Почему мы звуки ы и и называем гласными?

Почему слог ты звучит твёрдо, а пи мягко?

Потому что звук ы- придает твёрдость согласным, а и придаёт мягкость согласным.

Кто скажет, с какими звуками играли весь урок?

Мы играли со звуками ы, и

А теперь сыграем в любимую игру секретки, поделимся друг другу.

Маша, какие задания тебе было легко выполнить?

Поднимите руки, кому тоже было легко выполнить эти задания?

Кто поделится, у кого возникали сложности в играх?

А кто мне скажет, чему научили игры, которые приготовили звуки ы и?

Наше занятие подошло концу. Оценка детей.

Открытое логопедическое занятие с учащимися 2 класса

«Дифференциация гласных звуков [И] – [Ы] и букв И – Ы. Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных И – Ы.»

Тема: Путешествие в страну звуков И-Ы

Цели:

Образовательные:

    закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях;

    закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение";

    совершенствовать навыки различения смешиваемых букв;

    закрепить правописание жи, ши.

Коррекционные:

    развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и];

    закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

    совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;

    научить различать буквы ы-и;

    обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

Ход занятия .

    Организационный момент.

Логопед:

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

На занятии не зевайте,

Время даром не теряйте,

Четко, внятно отвечайте.

    Основная часть.

1. Сообщение темы занятия (Слайд 1)

Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

Мишка – лодырь через “а”

Написал “карова”

Напишите вы

Мишка через “ы”,

Проучите Мишку –

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать.

Выделить слова до и после замены гласного звука, сравнить слова по смыслу и написанию

(“Мишка” – имя мальчика, “ мышка” - дикое животное)

Мишка совсем не хочет быть мышкой. Но чтобы ему опять стать мальчиком надо пройти испытания. Вы готовы отправиться в этот нелегкий путь вместе с Мишкой-мышкой и помочь ему? (да)

Замечательно! Для начало нам надо узнать направление нашего путешествия.

Как думаете, какая у нас сегодня тема занятия?

(Слайд 2)

Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки /И/,/Ы/ по их признакам. И отправимся мы в страну где правят И и Ы.

2. Характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков И – Ы. Звуки И и Ы очень не любят когда их путают, поэтому они хотят проверить как же хорошо вы их знаете.

Произнесите звук “ и” и посмотреть в индивидуальные зеркала в каком положении находятся язык и губы? (слайд 3)

Затем произносится звук ы . (слайд 4)

Характеристика звуков:

Ы – гласная первого ряда

И – гласная второго ряда (функция гласных второго ряда – смягчать впереди стоящую согласную)

А сейчас вам надо будет узнать звуки по-моему беззвучному артикулированию. (Дети называют звуки. делают вывод о различиях в артикуляции /Ы/ и /И/.)

Молодцы, (Слайд 5) мы с вами стоим перед воротами города, но что бы их открыть нам надо расшифровать код.

3. Связь звуков с буквами.

Показать соответствующие буквы. (Слайд 6)

Найди и зачеркни все буквы Ы синим карандашом, все буквы И зелёным карандашом.

А

И

О

Э

Ы

У

Ю

Ы

Е

Ё

И

А

Ы

Е

А

И

Ы

О

Я

А

Ё

Ы

У

И

Я

О

А

И

Ю

Е

И

А

И

О

Ё

Ы

Э

А

Ы

О

О

Ы

А

Я

И

Ю

Е

Ы

Я

И

(Слайд 7) Проверим себя, открываются ворота.

(слайд 8) Буквы и ы

Чем похожи буквы?

Чем отличаются?

4. Развитие слухового внимания и восприятия на материале слогов, слов, фраз.

(СЛАЙД 9) Вот мы и оказались с вами в городе, где находиться дворец. Смотрите на ветки сидит попугай и предлагает нам сыграть с ним или он поднимет тревогу:

А) Игра “Наоборот”

Я называю слоги с гласной /Ы/, а вы заменяете её на /И/.

ПЫ, ВЫ, ЛЫ, СПЫ, РВЫ, КРЫ, ГЛЫ, СКЫ, ЛНЫ

Как звучали согласные в моих слогах?

А у вас?

Какой звук дает мягкость согласному? /И/ или /Ы/? Сделайте вывод.

Б) “Игра “Попугай” - Повторить за мной слоги и слова:

МЫ-МИ-МЫ- высокие холмы

НИ-НЫ-НИ – поскорей усни

ЛЫ-ЛИ-ЛЫ – новые столы

РИ-РИ-РЫ – закусали комары

СИ-СЫ-СЫ – заплели мне косы

Физкультминутка: Видео «Ёлочка» (Слайд 10)

В) Ребята, мы добрались до дворца, но нам надо выбрать проводника который отведет нас до тронного зала. Мне кажется это задание не только на логику, но и на внимательность.

Игра “Найди лишние”.

- (Слайд 11) (ЛИСА, РЫСЬ, ТИГР, ИНДЮК)

Какая картинка лишняя? (Рысь, потому что тока в этом слове звук Ы)

Г) проводник, для нас тоже приготовил задание.

Предлагаю поиграть в игру “Найди похожее слово”. На столе карточки со словами.

Первая команда начинает читать 1-е слово, вторая подбирает у себя слово, похожее на первое, но отличающееся от него одной буквой (попутно поясняются значения слов). Например: из трубы идет много ДЫМА. Мальчика зовут ДИМА.

Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И?

(слайд 12)Молодцы, мы наконец-то дошли до дверей зала. Но нас не хотят пускать, потому что мы не предупредили о своем визите. Для того что бы попасть в зал нам надо помочь навести порядок.

5. Исправь ошибки в словосочетаниях. (Слайд 13)

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

Зрительная физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

7. Дифференциация Ы-И в предложениях. (Слайд 14)

Индивидуальная работа по карточкам.

Я в походе (был – бил).

В барабан я (был – бил).

Я веревочку (выл – вил).

Волк в лесу (выл – вил).

Малыш был очень (мил – мыл).

Он руки с мылом (мил – мыл).

После выполнения задания выполните взаимопроверку.

Наконец-то мы оказались в троном зале. Мышка-Мишка просит превратит его обратно в человека, так как он понял насколько важно правильно писать и читать буквы, что от этого может поменяться весь смысл. Но для того что бы превратиться обратно в человека надо пройти последнее и самое важное задание на внимательность и человечность.

8. Дифференциация И-Ы в связной речи. (слайд 15)

Чтение и пересказ рассказа В.Осеевой “Просто старушка”.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет, – отвечал мальчик.

Мама? – удивилась подружка.

Нет!

Ну, тётя? Или знакомая?

Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Беседа по содержанию :

    Кто шёл по улице? (По улице шли дети. А впереди шла старушка)

    Что случилось со старушкой? (Вдруг старушка поскользнулась и упала)

    Что сделал мальчик? (Мальчик помог старушке подняться.)

    О чём спрашивала его девочка? (Девочка спросила: - это твоя бабушка? –Нет, - ответил мальчик)

    Почему девочка удивилась? (Почему же ты ей помог?)

    Что ответил мальчик? (Это - просто старушка)

    Кто из ребят поступил правильно и почему? (Мальчик поступил правильно. Надо помогать слабым и старшим.)

Найти слова с изучаемыми звуками и-ы, определить местоположение в словах.

(Слайд 16) Ура мышка превратилась обратно в Мишку!! А это значит, что вы справились со всеми заданиями.

    Заключительный этап.

1. Уточнить, проанализировать полученные знания

Наше занятие подошло к концу.

Что мы учились делать сегодня? (Учились различать звуки, буквы Ы-И)

А зачем нам их различать? (Чтобы правильно писать и читать.)

Скажите, с какими согласными “дружит” гласная И, а с какими Ы. (Гласная И “дружит” с мягкими согласными. Гласная Ы с твёрдыми согласными.)

2. Рефлексия (слайд 17)

Кому, какое задание понравилось?

Как бы вы оценили свою работу, свою речь?

Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен.

Татьяна Мызина
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах

Конспект подгруппового логопедического занятия

на тему : «, [ы] и букв Ии и Ыы в слогах , словах и предложениях»

Тема : «Дифференциация гласных звуков [и] , [ы] и букв Ии и Ыы в слогах , словах и предложениях».

Цель : дифференцировать звуки [и] , [ы] и буквы и , ы.

Задачи :

Коррекционные :

1. Учить детей различать по артикуляции звуки [и] , [ы].

2. Развивать фонематическое восприятие и внимание.

3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь.

обогащать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты» .

Образовательные :

1. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы .

Воспитательные :

1. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.

Оборудование : буквы и-ы , картинки, мяч, корзины, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.

Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли ,

Чтоб порядок навести.

Сядет тот, кто назовет много предметов : (пирог, карандаш, куст, стол) .

II. Основная часть.

1. Введение в тему .

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку) .

Нине купили плюшевого (мишку) .

Какими звуками отличаются слова ?

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы] , [и] и буквы ы , и в слогах , словах и предложениях.

2. Сравнительная характеристика звуков .

Что помогает нам произносить

а) звук [ы]

б) звук [и]

Чем похожи звуки , чем отличаются?

Чем похожи буквы , чем отличаются?

3. Развитие фонематического восприятия.

а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной ударной позицией.

ти-ти-ти-ты

пи-пи-пы-пи

би-бы-би-би

сы-си-си-си

б) Игра «Наоборот» .

Я назову твёрдый слог , а вы – мягкий и наоборот : я - мягкий, а вы - твёрдый.

Бы –, ви -, ды -, пи -, би -, вы -, ди -….

4. Соотнесение звука с буквой .

а) Рассматривание букв (плакат с разными буквами , разного цвета, размером букв ).

Найдите среди них букву , которая обозначает звук [ы] , звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную) .

б) Работа в тетрадях.

Прослушайте слоги , звуковые сочетания и запишите только гласные :

Вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри.

Проверка : на доску повесить карточку с буквами : И, ы, и, и, ы, и, и.

5. Дифференциация звуков и букв в слогах .

а) Игра «Поймай звук » .

Если услышите звук [и] – хлопните в ладоши, если звук [ы] – топните .

Слова : рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.

6. Физминутка :

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

7. Дифференциация звуков и букв в словах .

а) - Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово «магазин» - словарное слово, в котором продают много разного товара.

Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет) . Как же удержаться и не купить лишнее.

В этом нам помогут изучаемые гласные (И, Ы) . В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон) в соответствии со звуками с объяснением : «Я могу купить, потому что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце слова».

б) Запишите в тетради в два столбика слова, из одной корзины предметы со звуком – Ы , из другой со звуком –И .

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

в) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты) . Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?

8. Работа по словообразованию.

Сок из слив (какой) – сливовый.

Сок из лимонов (какой) – лимоновый.

Сок из персиков (какой) – персиковый.

Сок из апельсинов (какой) – апельсиновый.

Чем полезны овощи и фрукты?

9. Гимнастика для глаз :

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся (поморгать глазами) .

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево) .

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях .

К нам пришел малыш. Он расскажет небольшое стихотворение. Запомните стихотворение, повторите его и запишите в тетрадь :

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

III. Итоги занятия .

Какие звуки и буквы учились различать ?

Для чего учились различать?

Что нового узнали на занятии ?

Что больше всего понравилось?

Вы, молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались.

Занятие предназначено для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может быть использовано для учащихся 1–2-х классов с акустической дисграфией. Задания для учащихся 1–2-го класса выделены подчеркнутым шрифтом.

Занятие проводится в подгруппе от 2 до 6 детей.

  • Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв; закрепить правописание жи, ши (для учащихся 1–2 класса);
  • Коррекционные: развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и]; закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях); совершенствовать навыки звуко-слогового анализа; научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
  • Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

Оборудование: сигнальные карточки-схемы ы, и – два прямоугольника 10х5 (синий+ы, зеленый+и) – по количеству детей; картинки для игры "Один-много"; слова-паронимы на карточках и картинки-подсказки к ним; зеркала; Незнайка (игрушка или картинка), карточки со словами, в которых пропущены буквы, карточки жи, ши (буквы ж, ш синего цвета, буквы ы, и красного цвета); буквы объемные Б, И, Ы, П, Н, М; тетради, наборное полотно, бубен или другой инструмент для подачи сигнала; фонограмма (Р. Газизов "Танец с цветами") – <Приложение 1> .

Предварительная работа: на предыдущих занятиях дети научились различать изолированно и в слогах звуки [ы]-[и], познакомились с буквами ы-и.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие придет герой известной сказки. Хотите узнать, кто это?

Послушайте про него загадку.

Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут... (Незнайка).

Появляется Незнайка (игрушка или картинка).

Ребята, Незнайка, кажется, хочет что-то у вас спросить... Он хочет узнать, знаете ли вы его друзей? Назовите. (Дети называют персонажей произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".)

Игра "Пантомима".

А теперь поиграем. Задумайте какого-нибудь героя и попробуйте его изобразить. По вашему лицу и по движениям мы с Незнайкой попробуем догадаться, кого вы задумали.

(Дети мимикой и жестами изображают героев.)

Игра с невидимым мячом.

Ребята, Незнайка пришел к нам, чтобы учиться. Он ведь многого не знает.

Он сочинил стихи для вас, но в них не все правильно.

(Учитель-логопед читает двустишие, выбирает глазами кого-то из детей и кидает хлопком от себя воображаемый мяч. Ребенок ловит хлопком мяч или же кидает его обратно.)

1. С физкультурой подружись
И работать не ленись.

2. Кушай овощи, дружок,
Ешь морковку и чеснок.

3. Руки не спеши помыть,
Микроб ведь тоже хочет жить.

4. За осанкой ты следи,
Спину прямо ты держи.

5. За компьютером сиди,
На прогулку не ходи.

6. Укрепляй иммунитет:
Ешь побольше ты конфет.

7. Чтобы утром бодрым встать,
Вовремя ложись ты спать.

II. Сообщение темы цели занятия.

Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.

Малыш был очень ми л:
Он с мылом руки мы л.

Какие похожие слова встречаются в этом стихотворении? Какими звуками они отличаются? (Звуками [ы]-[и].) На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.

III. Наблюдение над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].

А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.

Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?

(Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)

Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.

Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.

А чем же они отличаются?

Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы. Дети закрывают глаза:

[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;

[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.

(Затем произносят дети.)

IV. Дифференциация букв ы-и.

Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.

На доске выставляются буквы ы-и. Чем похожи? Чем отличаются?

Игра "Найди правильную букву".

Незнайка тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные. (Дети подходят и показывают "правильные" буквы.)

(Рисунок 1.)

Игра "Покажи, на что похожи буквы".

Чтобы не путаться, давайте вспомним стихи о буквах ы, и.

Буквы ы, и переворачиваются обратной стороной, на которой изображены предметы, похожие на изучаемые буквы. Дети произносят слова, сопровождая речь движениями рук. (Учитель-логопед выполняет вместе с детьми, встав к детям вполоборота и располагая свои руки слева от себя, чтобы избежать зеркального изображения.)

Вот топор. (Ладонь левой руки ребром обращена к ребенку, пальцы сомкнуты; соединить указательный и большой пальцы в колечко.)
Полено рядом. (Правая ладонь параллельна левой, пальцы сомкнуты.)
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны.
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил. (Ладони обращены друг к другу, пальцы сомкнуты.)
Сколько здесь дощечек? Три. (Большой палец левой руки касается ребра ладони правой.)
А какая буква? И.

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Игра "Письмо на спине".

Ребенок подходит к доске, поворачивается спиной к детям, а учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия. Затем пишет вызванный ребенок.

V. Динамическая пауза.

Незнайка устал и хочет погулять. Пойдем вместе с ним?

Дети под музыку Р. Газизова "Танец с цветами" идут по кругу. Если учитель-логопед ударяет в бубен один раз, дети идут в противоположном направлении, если два раза – дети кружатся и продолжают движение в том же направлении.

VI. Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.

Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?

Какую букву выберем?

А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?

Какую букву выберем?

От чего это зависит?

Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).

Игра "Выбери букву".

Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.

Какую букву выберем для слова"шить"? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)

На доске вывешивается карточка, на которой написаны сочетания жи, ши.

Детям раздаются карточки жи, ши.

Игра продолжается.

Бык, жил, шило, сила, зима, выть, шина, тир, мир, уши, пила, мыло.

VII. Работа со словами-паронимами.

Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово".

На доске картинки, расположенные парами, и слова.

пыли-пили
дыма-Дима
выли-вили
осы-оси

Учитель-логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

(Для дошкольников педагог называет оба слова. Например: пыли или пили?)

1. На шкафу много... . Дети молоко... .

3. Птицы гнезда... . Волки в лесу... .

Записать слова в тетрадь, устно составляя предложения.

рысь-рис
мыла-Мила
забыть-забить
пылить-пилить

VIII. Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

IX. Употребление существительных в форме множественного числа.

Игра "Один и много".

На доске две корзинки, на которых символы звуков [ы]-[и] или буквы ы-и.

Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.

Поможем Незнайке собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.

Столы, уши , книги, ножи, ведра, тетради, зайцы, машины, стулья, диваны.

(Слова с сочетаниями жи, ши в конце слова только для учащихся 1–2класса.)

X. Самостоятельная работа.

Обведи буквы (только для дошкольников).

Дети в тетрадях обводят буквы ы, и.

Вставь пропущенную букву.

Дети получают карточки.

Вкусный с..р, большой к..т, морозная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые нож.. .

Взаимопроверка.

XI. Итог занятия.

Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.

Все молодцы. Незнайка дарит всем медали с надписью "Молодец".

Список литературы.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А . Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  5. Загадка о Незнайке взята с сайта http://www.stihi.ru/2012/03/30/5326

    Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.

    Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.

    Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.

    Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.

    Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.

    Развивать зрительное восприятие.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Как назвать одним словом:

воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)

подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)

Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:

Как вы догадались, тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и.

Игра "Определи на ощупь".

Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите.

Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы

Игра «Наоборот»

пы - пи кы-ки

ты - ти ны-ни

мы - ми ды-ди

1. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .

3. Игра «Один -много»

Например: сад – сады.

Коза – козы
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛИКИ

ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

5.Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
А теперь еще присядем
И на место тихо сядем.

6.Дифференциация Ы-И в предложениях.

Индивидуальная работа по карточкам.

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

– После выполнения задания выполните взаимопроверку.

Итог урока.

– Вам было интересно на уроке?

– Что показалось вам наиболее трудным?

Похожие статьи

  • Прогресс и регресс россии

    Прогресс (от латинского движение вперёд) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных...

  • Что такое жизненный опыт

    Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять...

  • Молитва для защиты от нечистой силы

    1. Отче Наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и...

  • Икона божией матери «чимеевская Чимеевская божья матушка

    КАЗАНСКАЯ ЧИМЕЕВСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Главная святыня Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря в селе Чимеево Белозерского района Курганской области. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую...

  • Что такое лента времени по истории 5

    Включить эффекты 1 из 15 Отключить эффекты Смотреть похожие Код для вставки ВКонтакте Одноклассники Телеграм Рецензии Добавить свою рецензию Зарегистрируйтесь , чтобы добавить рецензию. Слайд 1 Лента времени (фр

  • Введение в историю - хронология и лента времени

    function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox...