Без праци не бенде колораци. Николай Досталь рассказал о своем фильме «Монах и бес Монах и бес фразы из фильма

За последние десятилетия, прямо скажем, тексты в фильмах, хоть сериал, хоть полный метр, не особо радовали. Хорошо, если за сценариста постарались уже Федор Михайлович Достоевский, Ильф & Петров или еще какой труженик пера, которому было неберазлично не только что говорят герои, но и как. Тогда фильм легко разойдется на цитаты, как "Собачье сердце". А нет под боком хорошего писателя, сценаристу приходится трудиться самому. Не всякий, конечно, занимается шлифовкой текста, особенно в сериалах, когда сценарий пишут на коленке перед съемкой.
"Монах и бес" интересен еще и работой над словом. И есть шанс, что приживутся афоризмами цитаты из фильма:

"Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».
«Хочешь знать тайну беззакония? Не любите, да не любимы будете».
"Не вру, а подвираю."
"Мудрость, это такое состояние ума специфическое".
"Куманда готова, а он еще нет"
"В народе мрак, дичь и отупение."
"Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре"
"Если все взвесить и холодно рассудить во благовремении..."
"Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно."

И много поговорок, которые взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером Николаем Досталем из житий святых. И, видимо, из других источников.

"Поп кобылу бранит, а она же его и хранит."
"Был уродец, а станет новгородец!"
"Вода студит, а человек блудит"
"Порты под дождь попали, сами себя постирали…"

Язык пушкинской эпохи (время в фильме обозначено) отличался от сегодняшнего обилием диалектов и языковых норм разных слоев общества. Что и показано в фильме. Это сейчас все друг друга понимают, поскольку великие уравнители языка радио и телевидение сотворили на всей территории России единый язык, в нашей Ярославской области даже окать перестали. А ведь бывало, что уроженец одной области не всегда понимал уроженца другой области, хоть и говорили они на русском языке. И словарь Даля - словарь, спомощью которого можно перевести с русского на русский.

В фильме мы видим людей из народа, у которых речь пересыпана поговорками, это главный герой и настоятель, который,судя по его речи, выбился из народа в чины,благодаря своей хватке, уму, организационным способностям.
Другой язык у писаря. Он явно попал в монастырь не сразу, получил образование, и, видимо, неплохое, поскольку знает латынь и французский:

"Столичная дама и в мужском монастыре... Нонсенс. Апория Зенона..."
"«Диалоги» Платона читали? Тени на стенах пещеры, видимый мир лишь отражение реальных сущностей, но не они сами. Компрене ву?"
Какие грехи он отмаливает в монастыре или просто искал обитель, устав по интеллигентской слабости бороться с жизненными обстоятельствами? В сценарии, на вопрос царя, кто таков, отвечает:"Литератор здешних мест. Самоучка. Нужду познал сызмальства."

Чистый русский вкупе с французским, на смеси двух языков говорит царь, сопровождающий его Бенкендорф и свита.

Наконец, стоящая особняком польская поговорка авторства юродивого Корейши, поставит закономерный вопрос, отчего польская? Не с прихода же поляков на Русь осталась на языке у народа?

Одной из версий может быть более близкий адрес: сборники фацеций, которые начиная с конца 17 века удовлетворяли читателей среднего сословия. Появление этих сборников показывало, что во вкусах русского читателя произошел переворот. Ему стали нужны не только серьезные исторические повествования, не только нравоучительные "жития святых", но занимательные рассказы и анекдоты, сценки, рисующие простые человеческие отношения, людей с их слабостями и пороками.

Фацециями (Facetiae) в западноевропейской литературе назывались коротенькие сатирические и бытовые новеллы. Возникновение такой новеллы следует искать еще в 12-13 веках, но особенно популярной она становится в эпоху Возрождения. Литературным примером можно считать "Декамерон" Бокаччо.Первые сборники были написаны на латыни. Занимательность фацеций привела к тому, что они появились и на других языках: итальянском, французском, немецком, а затем и польском. Издатель польских фацеций Ю.Кжижановский собрал 550 рассказов из 21 рукописи. Составитель отмечает их ярко выраженный сатирический характер и то, что рассказы были "крепко посоленные или наперченные" (słone czy pierpzne).
Фацеция часто заканчивалась рифмованным резюме, которое расходилось как афоризм или пословица. Часто это и была народная пословица, уже существовавшая в языке.
В конце 17 века фацеции были переведены на русский язык и долго распространялись самиздатом, списками. Известно порядка 30 списков.В русских списках обычно предпосылается вступление:

" Фрашки, сиречь издевки;
Факецы, или жарты польски,
Издевки смехотворны московски;
От пяти трактатов преложены,
На словенск с полска языка споряжены..."

Среди фацеций легко узнаются существующие до сих пор анекдоты:

"Тать красти влез в дом некоего пияницы, иже все, еже име, стяжание без остатку пропи, обаче пияны оный, услыша татя в дому ходяща и ищуща, что бы взяти, но ничего не обретающа, изыде к нему и рече:" Брате, не вем, часого зде в нощи ищещи:" аз уже и в день обрести ничего не могу".

Пуст весма иной дом бывает,
Кто все охотно в пиянстве пребывает."

Переводчик часто ради более ловкой рифмы оставлял польский вариант или сохранял в русском тексте польские слова. Выходили такие фразы:"Не потребует рады жена до здрады". (Не нужно совета женщине для плутни). Или:" Скоро будет межу свентых взенты, кто уразумеет женские выкренты".

Фацеция успешно в дальнейшем соединялась с русским лубком, и проникала в русскую литературу. М. В.Ломоносов, излагая фацецию в притче (без заглавия), начинает с вступления, где говорит о неприятностях (досаде), которые приносит женитьюа:

"Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор,
Хоть правда, что при том и кошелек неспор.
Всего несноснее противные советы,
Упрямыя слова и спорные ответы".

Некоторые Сумарокова и Крылова близки по сюжетам к фацециям. У Сумарокова басня "Об упрямой жене" перекликается с фацецией "О глаголющей, яко луг не покошен, но пострижен", но в басне спор о том, что подано на стол - гусь или утка. И вспомним еще сказку про "стрижено, нет брито".

Таким образом, совсем не удивляет то, что польская рифмованная поговорка затесалась в русский язык, да еще и в неточном переводе. Кто знает, как долго она была в ходу, пока не исчезла из языка, как многие цитаты из "бульварной литературы " 18 века.



Но как ты тепл, а не горяч и не холоден


Читал новости культуры, и глаз зацепился за очередной полнейший сюр происходящего, на который уже и внимание перестаешь обращать. В Киеве завершил работу XIV Международный фестиваль православного кино «Покров» на котором наградили российский фильм «Монах и бес» , и это в условиях, когда в то же время по городу проходят нацистские факельные шествия , а президент Украины призывает нацию сплотиться в борьбе с российской агрессией . Как подобное одновременно в головах там уживается уразуметь не могу, ну да и бог с ним, но фильм решил посмотреть. И лучше бы я этого не делал.



Фильм «Монах и бес». Ну какой высокодуховный фильм без голой жопы?

Справка о фильме

В принципе, если сразу заглянуть в справку о фильме, то смотреть желание пропадает. При бюджете в 130 млн руб. сборы чуть более четырех . Вот вроде бы, что цифры, когда речь о культуре? А то, что на «28 панфиловцев», со ценами боев, графикой, техникой ушло чуть более 100 млн руб. , но, допустим, это народные деньги, и там все «по-другому». Но на «Брестскую крепость», которая уже снималась в обычном кинорежиме, — 250 млн руб. , на «Остров» — меньше 100 млн руб. . Но ведь тот же «Остров», это фильм совершенно другого уровня, ну просто несопоставимого с «Монахом и бесом». И что это значит? А то и значит, ничего святого у людей нет, вот и все. При этом половину бюджета выцыганили у РПЦ, а половину и Минкульта . Но в отличие от тех же «панфиловцев», пока «много» денег не получили, снимать — отказывались, так как «смысла не было». Оно и правда, какой смысл в таком кино, если денег нет?


Фильм «Монах и бес». Петра. Храм-мавзолей Эль-Хазне. Фрагмент вставлен мключительно чтоб за казенный счет туда съездить. Смысла в нем ноль, да и юмор так себе

По темности своей хотя фамилия Досталь и на слуху, фильмографию его на память не помню, но зная бы, что он автор таких фильмов, как: «Маленький гигант большого секса» (1992), «Мелкий бес» (1995), телесериалы «Штрафбат» (2004), «Завещание Ленина» (2007) — опять-таки смотреть бы не стал. Скорее всего.


Фильм «Монах и бес». Иван (Тимофей Трибунцев)

Фильм снят, на мой вкус, очень примитивно. Сюжет слабый, скомканный, лубочный. Понравилось разве что игра Трибунцева, ну и настоятель хорош, остальные же играют на уровне типового сериала. Забавно, что в одной из рецензий критик написал, что, мол, фильм полон фраз, которые зрители должны растащить на цитаты. Жалко наблюдательного автора расстраивать, но, вообще-то, впечатлившие его «фразы» это русские пословицы и поговорки. Их и правда много, но их уже «растащили на цитаты», причем так давно, что значительную часть уже и забыли.


Фильм «Монах и бес». Настоятель — точное порадание в образ. На таких все и держится непонятно как

Идея фильма

Повторюсь, что сюжетно фильм сделан очень примитивно, по уровню беспомощности напоминая творения старшеклассников на «высокодуховные» темы. Не очень понятно, как подобная халтура могла получить благословение? На мой взгляд, есть еще и в богословском плане «скользкие» вопросы к сюжету. Начиная с того, что фильм есть вольная интерпретация сюжетов из жития Иоанна Новгородского , и кончая самой принципиальной возможностью обращения беса в православие. Последне возможно?


Фильм «Монах и бес». Так, по мнению авторов, выглядит бес

Звучит парадоксально, но, на мой взгляд, основная идея фильма — это его безыдейность. Так же как у РПЦ нет совершеннейшего представления о том, что с происходящим в мире делать, так и у авторов фильма — нет идеи, которую они хотят зрителю донести. Место идеи занимает «тема» под бюджет, который авторы осваивают. Так как спонсоры РПЦ и Минкульт, то тема должна быть высокодуховной. Тем более что под тему высокой духовности легко списать коммерческий провал проката, мол народишко подкачал, не понимает тонкого и уровень духовности — недостаточный. Но даже это делают авторы халтурно, как бы нехотя и, что называется, «спустя рукава». Кстати, мне кажется, в РПЦ происходит что-то похожее. Христианство все больше из «идеи» превращается в «тему», которая «осваивается», из чего и растут корни многих церковных сложностей. Хотя, безусловно, проблема безыдейности обширна, сложна и не для упоминания вскользь, особенно когда речь идет о церкви. К тому же и в фильме, и в жизни, среди «мира», есть те, кто при всем личном несовершенстве, продолжают жить «идеей», принимая «темы» как необходимость, но в меру сил, продолжающих все же служить именно идее.


Фильм «Монах и бес». Настоятель (Борис Каморозин)

Достаточно ли это для благословения? РПЦ виднее, но по мне, то что этот фильм получил финансирование и приз, звучит как очень печальный диагноз об утрате нравственного различения добра и зла у тех, кто собственно и должен быть хранителем такого различения и образцом для подражания. Создается впечатление, что вместо нравственных ориентиров теперь сами пастыри используют брендирование, согласно которому — да, фильм и духовный, и поучительный. По мне же, получилась банальная примитивная поделка для карго христианства, приносящая зла больше, чем саги о вампирах, ибо:

Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

Откровение Иоанна Богослова, 3:15-16

Грустно, когда с той стороны фон Триер и мощь Голливуда, а с этой — Досталь и пустота, маскируемая распилом бюджетных денег по мелочам.


Фильм «Монах и бес». А еще на Мертове море хорошо съездить. Съемок на пол дня, а удовольствия зато...

И во всем происходящем больше всего тревожит именно РПЦ. Если бы Досталь просто развел Минкульт, или спонсоров, и бог с ним. Увы, примитивизация культуры и распил стали общим трендом отечественной «как бы» интеллигенции. Но РПЦ же вроде как должна стоять на страже нравственных ориентиров, бороться с «теплохладностью» и утратой различения добра и зла? На практике вместо этого, церковь сама оплачивает свое разрушение, создавая поколение «теплохладной» паствы. Что, на мой взгляд, куда опаснее прозелитизма, экуменизма или глобализации. Если сами пастыри становятся «теплохладными», то пастве-то что делать?


Фильм «Монах и бес». Тоже хорошее попадание в образ и также символ того, как все непонятно у нас в жизни, на грани, но почему-то живо, а потом раз — и вроде как умерло, но остальное все равно живо. Но не думаю что авторы об этом снимали.

Ну и последнее, и у РПЦ нет сюжетов, кроме как предлагаемых творческой интеллигенцией? Что серьезны? Совсем-совсем? Ну почему бы тогда житие святых не экранизировать? Хотите сделать его понятнее пастве? Перенесите в наши дни. Ну или есть книга «Несвятые святые », тираж — больше 2 миллионов, чем не готовый сериал? 130 миллионов бюджета думаю хватило бы на него с избытком. Нет? А почему? Почему на «Монаха и беса» деньги есть, а на это — нет? Хотя, конечно, наивные вопросы, по-своему даже глупые, но может весь смысл фильма в том, чтоб они возникли? Ведь неисповедимы пути Господни...

На мой взгляд, фильм не стоит затраченного на него времени. И даже разбирать его не хочется. Да и как разбирать пустоту?

Монах и бес, реж. Николай Досталь, 2016.

А вы как общаетесь с живущим в вас бесом? Поддаетесь ли его искушениям или удается противостоять и творить чудеса святости и сиять в конфронтации?

Вопросы для подробного психоанализа

Основная психологическая тема: ,

Мотто:

Круг психологических проблем:

  • политика
  • поиск себя
  • самопознание
  • религия
  • монастырь, монашество
  • молитва
  • лидер
  • дисциплина
  • управление
  • самоуправление
  • инаковость
  • искушение
  • притча
  • смирение
  • сомнение
  • любовь
  • внутренний диалог
  • выбор
  • предрассудки
  • догматы
  • сострадание
  • диалектика
  • трансформация
  • покаяние

Системы отношений:

  • человек-бог
  • человек-дьявол
  • человек – я-сам
  • человек-власть
  • добро-зло
  • человек-религия

Черты характера:

  • одержимость
  • искренность
  • жизнерадостность
  • религиозность
  • оптимизм
  • трусость
  • стойкость
  • мужество
  • святость

Эмоциональная парадигма:

  • страсть
  • радость
  • испуг
  • ревность
  • зависть
  • честность
  • святость
  • добро
  • нравственность

Символизм, метафоры:

  • дождь
  • огонь
  • горящая сутана
  • монастырь
  • хромота
  • колодец
  • портянки
  • землянка
  • рассвет
  • ворота
  • порткомойня

Выразительные средства:

  • спецэффекты
  • ирония
  • сатира
  • сарказм
  • метафоричность
  • пословицы
  • мимика

Дополнительные вопросы:

Цитаты:

  • — Что тебе? – Горю.
  • — А горишь почему? – По грехам. – Так велики?
  • — Про самый страшный грех хочу рассказать. Любовь у меня в душе неизбывная. – К чему? – Ко всему, ко всякой твари.
  • — Не думаю. Я вообще никогда не думаю. – Тогда чем ты отличаешься от моих министров? – Тем, что живу в медвежьем углу.
  • Не стыдно и помолчать, коль нечего сказать.
  • Без правды нет и царствования.
  • Честь не есть, сытым не будешь.
  • Радость для нас есть страдание, которым сподобил нас Господь.
  • Прежде чем взлететь, надо упасть.
  • И что за имя у тебя странное – Легион?
  • Странное это место, пекло: все друг друга ненавидят, а живут вместе.
  • — Почему они Христом торгуют? – А чем еще торговать?!
  • Хочешь узнать тайну беззакония? Не любите и не любимы будете.
  • А просиять, Ваня, можно только в конфронтации со мной.
  • Не все свято, что в книгу вмято.

Отзывы:

  • Идея не столько об относительности добра и зла, сколько о том, что и то, и другое не следует судить именно с этих позиций, не превозносить одних и не демонизировать других, что мир, в общем-то, одинаковый, будь то наш, земной или пекло, две тысячи лет назад или современность. https://www.kinopoisk.ru/user/1431669/comment/2447083/
  • Досталю и Арабову удалось снять очень умный фильм, в котором эксцентрика поведения героев сочетается с глубокими диалогами. Достоин ли человек чуда, способны ли принять это чудо окружающие, может ли вера стать стержнем в полной искушений жизни? Зритель способен найти при просмотре «Монаха и беса» ответы на эти и другие сложные вопросы. Ответы жесткие, иронично-завуалированные, через смех, через сарказм, но к тому, чтобы победить беса. В первую очередь в себе. Устоять, уцелеть, выжить, перестать заикаться и начать уверенно говорить со злом.https://www.kinopoisk.ru/user/6671188/comment/2440383/
  • Случай в Иерусалиме, когда две монеты пересиливают необходимость совершить намаз, считаю одним из важных моментов фильма. Как эти монеты падали в таз! С каким звуком! С каким интервалом! Как пудовые гири на чашу весов. Тех весов, на которых будут взвешивать всю нашу жизнь, наши добродетели и поворотные моменты. https://www.kinopoisk.ru/user/13645311/comment/2437546/
  • Диалог, истинная дружба и заклятая вражда святого и беса, живущих рядом, буквально в одном теле - фабула произведения. Смысл жизни одного - взять на себя грехи мира, второго - уберечь от этого страдания своего ближнего, как самого себя. «Я видел тебя и понял - святой грядет. Я уберег тебя, иначе бы тебя побили камнями. Святыми делаются в противодействии с такими как я», - говорит бес.https://www.kinopoisk.ru/user/1804112/comment/2442583/
  • Чтобы уйти в народ, слово должно до него дойти, а кино далеко не коммерческое. И даже присутствие на показе людей верующих, для которых «возлюби ближнего» не пустой звук - не гарантия запуска «сарафанного радио». Пример? Около меня смотрели фильм три дамы, которые после 30 минут «Монах и бес» начали шептаться, что «богохульство». А потом и вовсе ушли, не дождавшись победи веры над бесовщиной. Хотя эти дамы, казалось бы, и есть целевая аудитория фильма…
    Тогда чего говорить о поколении, для которого Дьявол - Апокалипсис, а Вера и любовь к ближнему - Люди ИКС (спойлер: Магнето изгнал из себя искусителя и встал-таки на сторону света, Зло побеждено!). Мы привыкли к красочному и цепляющему повествованию, сочной визуализации. Коль уж Год российского кино, то вспомним для примера не вражеский кинопродукт, а «Дневной дозор»! Разве скучно было смотреть, как Городецкий через боль и захватывающие терзания изгоняет из себя зло, (спойлер) чертя на стеночке: «НЕТ»! Ведь может Добро быть таким, чтобы ты не ждал, ну, когда же закончится фильм? https://www.kinopoisk.ru/user/5954059/comment/2448417/

Сходная проблематика:

  • Адамовы яблоки (Adams æbler), реж. Андерс Томас Йенсен, 2005.
  • Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul), реж. Ким Ки Дук, 2003.
  • Догма (Dogma), реж. К.Смит, 1999.
  • Мандарины (Mandariinid), реж. Заза Урушадзе, 2013.
  • Остров, реж. П.Лунгин, 2006.
  • Последнее искушение Христа (The Last Temptation of Christ), реж. М.Скорцезе.

Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя "Монах и бес". Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..

Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову , который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего "либретто" с представителями российского духовенства - они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивны, поскольку были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше - можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа...

Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.

. Не та каденция. (Не тот случай).

. Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).

. Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.

. Ждали,да все жданики съели...

Когда нечего сказать не стыдно и промолчать

. Был уродец, а станет новгородец!

. Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.

. Бог строит церковь, а черт пристраивает часовню.

. Мыло не мило,коли лицо загнило...

. Дед бабу любил и ее же доил.

. С работою дружим, а без работы не тужим…

. Мил гость, что душа, избывают его, как ежа...

. Мыло черно,да моет бело.

. Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.

. Вода студит,а человек блудит.

. Лес как интерес,нет леса нет интереса.

. Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.

. Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.

. Верста - не киста, на живот не давит.

. По небу лететь, не человеком вертеть…

. Помереть и родить - нельзя погодить.

. Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.(Отмазка от вопроса кто ты и откуда).

. Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

. Мудрость- состояние ума такое, специфическое...

. Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре (В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).

. Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.

. Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».

. - А что они Христом торгуют? - А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме).

. Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).

. Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. (По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)

. Подвижник без беса - это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом - это уже юродивый!

. Пойдешь в глубину трансфизических магм. (Угодишь в ад).

. Не пью только на небеси, а у нас на Руси - кому только не поднеси.

. Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.(Про водочку небось...))

. Чарка вина не убавит ума.

. Молитва ждёт, горячее - нет.

. Куманда - ерунда. Но служение - вне разумения. - КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. ♦ Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л - (из академического словаря.)

. Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. (Угодливо расступились перед важным лицом).

. Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!

. Сныть, да крапива, да немного пива! (Про диету во время поста).

. Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? (Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию, либо представителей другой культуры,не понимающим твою....).

. Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)

. Верую, ибо абсурдно. (Приписывается Тертуллиану).

. Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.

. Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.

. Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! (Извольте объяснить свой выпад).

. Удалите с глаз,не удаляя. (Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).

. Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета... (Буквально для рыбаков).

. Благочестие - это предрассудок. Руссо читал?

. Честь не есть… Сытым не будешь.

. Ноэль вполне заурядная. (В этом нет ничего особенного).

. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.

. У тебя что, гангрена гипоталамуса?

. Без праци не бенде колораци… (Без правды нет и царствования).

. Больше кузнечика и меньше воловья носка. (Праведник о размере своих грехов).

. И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.

. Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!

. Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.

. Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.

Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму....) :

Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как?..

Легион. В каком смысле?

Иван Семенович. Ну... к-как человек?..

Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.

Иван Семенович . А ведь ты его не л-любишь, Легион.

Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.

Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?

Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.

Иван Семенович. Как у г-государя?

Легион. Государю вашему до него далеко.

Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?

Легион. У вас в миру еще хуже.

Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?

Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?

Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?

Легион. В р-рай.

Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?

Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный

Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.

Настоятель. Чего?

Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?

Настоятель. Нет. Бог миловал.

Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!

Настоятель. Порок тяжкий.

Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?

Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.

Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)

Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди?..

Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.

Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?

Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.

Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?

Александр Христофорович . Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?

Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.

Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))

Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?

Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.

Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?

Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…

Россия, 30-е годы XIX века, царствование Николая I. В маленький мужской монастырь, расположенный в сельской глуши, из сгоревшего скита Нило-Сорской пустоши приходит монах по имени Иван Семенов сын (Тимофей Трибунцев). Монах этот очень странный: одежда Ивана периодически самопроизвольно вспыхивает, но ведет он себя нагловато, на вопросы отвечает обидными скороговорками и, кажется, никого не боится.Достопочтенный игумен (Борис Каморзин), настоятель монастыря, чувствует в Иване что-то не то, какую-то бесовщинку, но принимает его в монастыре и выделяет ему келью.Чтобы усмирить буйного монаха, настоятель придумывает ему всякие послушания: очистить давно заросший колодец, наловить рыбки к обеду. Но и тут Иван умеет удивить: колодец он очистил за пару часов вместо пары недель, а вместо обычной рыбы выловил какого-то огромного рыбного монстра, которого весь монастырь и за неделю не сожрет.Тогда настоятель сплавил Ивана в дальнюю избенку и заставил его стирать и гладить монастырские портки.Тем временем у монастыря случилась новая напасть: сам царь-государь батюшка Николай I вместе с Бенкендорфом и охраной попросил у игумена приюта - во время поездки у царской агрицкой кареты поломалась рессора и он не мог продолжать дальше путь.Царю рассказали о странном монахе, который совершает чудеса, и он захотел встретиться с Иваном.Мне несколько человек порекомендовали этот фильм со словами "Наконец-то в России сняли что-то достойное". Впрочем, даже если бы и не рекомендовали, я бы все равно собрался посмотреть, потому что поставил этот фильм замечательный режиссер Николай Досталь, в касте значился очень яркий актер Тимофей Трибунцев - для меня подобные фильмы из серии "обязательно надо смотреть".Посмотрел. К счастью, надежды оправдались - фильм оказался очень достойный: он хорошо сделан и в нем отличные актерские работы, причем не только Трибунцева.В основе сюжета лежит история (житие) Ивана Новгородского: этот монах поймал в рукомойнике беса и пообещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим.Сценарий для фильма по этому сюжету Николай Досталь попросил написать известного писателя и сценариста Юрия Арабова.Постановочно картина делится на две очень разные части. В первой части - Иван Семенов в монастыре, где демонстрирует некоторые чудеса, каковые игумен за чудеса не признает. Все это снято в несколько комедийном стиле, хотя никакого антиклерикализма, каковой ухитрились обнаружить некоторые личности, нет и в помине: что Иван, что игумен - личности вполне положительные, хотя забавные.А вот вторая часть, в которой выясняется, что в Ивана вселился бес по имени Легион (Георгий Фетисов) и этот бес старательно соблазняет Ивана, требуя отдать ему свою бессмертную душу, а потом Иван с Легионом совершают перелет в Иерусалим, - это сначала трагикомедия, а потом уже, ближе к концу, - конкретная драма. Иван движется к просветлению и святости, стремясь переманить беса в сторону Добра.Многим зрителям эта разножанровость не понравилась. По первой половине картины они настроились на стиль легкой и забавной комедии, поэтому вторую часть, судя по отзывам, восприняли в штыки. Некоторые даже писали, что фильм нужно смотреть до появления беса и после этого можно уходить из зала.Я с этим не соглашусь. Да, резкая смена жанра в середине картины - штука достаточно рискованная и нередко вредит восприятию, но в данном случае не сказал бы, что меня это сильно покоробило. Просто мне рассказали как бы две разноплановые истории вместо одной, и меня это не разочаровало.Первая, эксцентричная, половина фильма смотрится просто отлично. Трибунцев замечательно сыграл загадочного и непостижимого Ивана Семенова (позже выясняется, что сам Иван плохо говорит и заикается, а его болтливость и всякие потешные поговорки - от беса), некоторые сцены с ним были просто уморительны.Но и кроме Трибунцева, от которого всегда ожидаешь очень ярких ролей, весьма порадовали Борис Каморзин и Никита Тарасов. Каморзин просто блестяще сыграл настоятеля монастыря, и мне тут трудно сказать, чья роль лучше - Каморзина или Трибунцева. Настоятель у него получился очень живой, естественный, симпатичный и забавный.С одной стороны, он твердой рукой рулит этим захиревшим монастырем и сумеет осадить даже такого балагура, как Семенов, с другой стороны, сильно подвержен влиянию своего помощника - эдакого серого кардинала в очочках - и почти ничего без его совета не делает.Никита Тарасов сыграл Николая I, который волею случая на денек остановился в монастыре. Царь получился отличный, его беседы с настоятелем и Бенкендорфом - просто класс!Во второй половине картины появится бес Легион, очень неплохо сыгранный Георгием Фетисовым. Он такой веселый бес: за душой-то Ивана охотится, но скорее в силу производственной необходимости. Легион делает все, чтобы Иван в монастыре стал настоятелем - исключительно для того, чтобы через Ивана влиять на монахов, но одновременно видно, что бес к Ивану очень привязался. И потом то, что происходит с Иваном, в свою очередь, меняет беса.Некоторые зрители и критики сетуют на то, что процесс воздушной доставки Ивана бесом в Иерусалим и сцены в Иерусалиме очень слабо сделаны в плане декораций и компьютерной графики, но это, насколько я понимаю, из-за очень скромного бюджета и сжатого графика съемки. Ни в какой Иерусалим съемочная группа, конечно, не ездила, и все это поставлено скорее в театральном стиле (декорации достаточно условны), да и компьютерной графики здесь, насколько я понимаю, вообще никакой нет - просто пара немудреных кинематографических трюков.Я это все также отметил, но не скажу, что меня сильно покоробило. Потому что дело тут не в декорациях и уж точно не в спецэффектах.На мой взгляд, всегда лучше, когда снимают хорошее кино, где вынужденно экономят на декорациях, чем , где бюджет в шесть раз побольше и на декорациях не так экономят, но смотреть этот дурдом не имеет никакого смысла.В данном случае, на мой взгляд, очень даже имеет смысл. Это хороший фильм с замечательными актерскими работами. Да, фильм неровный, к некоторым вещам можно предъявлять претензии, но я эту картину посмотрел с большим удовольствием и она оставила хорошее послевкусие. А некоторые сцены из первой половины фильма прямо-таки тянет пересмотреть, особенно приезд Николая I.Так что рекомендую: не так часто в России снимают действительно достойные просмотра фильмы.

Похожие статьи