Федотов представлял интересный тип купца. Советы по егэ


Н. Варенцов поднимает проблему подмены истинных ценностей.

Автор рассказывает историю богатого купца Василия Федотова. Это человек, которым по жизни руководит «желание положить себе в карман лишний миллиончик», и который всё измеряет в деньгах. Ни слова нет о его друзьях, о прочих сказано, что ему «не особо доверяли». Более того, в отношении Федотова к его ближайшим людям – жене и дочери – нет ни ласки, ни нежности. Жену купец использует, чтобы «подстелить соломку», а свою «заботу» о дочери измеряет потраченными на неё суммами: «я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого я всегда дарил ей что-нибудь».

В конце концов обе женщины отворачиваются от героя.

Н. Варенцов убежден в том, что материальное благополучие и внушительное состояние имеют далеко не самую большую ценность в жизни человека.

Центральный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», обладая солидным капиталом, не имеет имени, потому что, по словам самого автора, никто и нигде его имени не запомнил. Это человек, который поначалу отдавал себя работе, чтобы разбогатеть, а после – удовольствиям, чтобы насладиться богатством. Его внезапная смерть никого не трогает по-настоящему – это лишь обстоятельство, испортившее хороший вечер – и ни на что не влияет.

Для него не находится даже гроба, и его кладут в ящик из-под винных бутылок. Этот безымянный господин, хотя и приобрел множество ценностей материальных, не оставил после себя никакого следа ни в умах, ни в сердцах людей, а значит, его жизнь ничего по-настоящему не стоила.

В рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» гробовщик Яков Бронза часто бывает недоволен и угрюм, поскольку работу у него немного, и он несет убытки. Свое дурное расположение он вымещает на других, в первую очередь – на своей жене. И лишь после её смерти Яков понимает, что за всю жизнь не сказал ей ни одного ласкового слова и сожалеет, что не был милосерден, добр, нежен. Как ни печально, осознание первостепенной важности душевного тепла и поддержки близких приходит к герою слишком поздно.

Всегда нужно помнить, что деньги и роскошь – преходящие явления, а любовь, милосердие, отзывчивость – это валюта, которая никогда не обесценится.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Иногда, как я думаю, имеет смысл знакомить вас, дорогие друзья и читатели, со старыми, наиболее интересными на мой личный взгляд и удачными, постами из моего старого закрытого дневника, который я в свое время создал не в виртуальном пространстве ли.ру. Вот один из давних постов, взятых из того раннего моего дневника (этот пост был мной составлен и потом опубликован там еще в ноябре 2006 года).

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

В выставочных залах не убывала толпа. Перед главным холстом экспозиции "Сватовство майора" стоял художник Павел Федотов и, словно рыночный зазывала, приглашал посетителей задержаться возле картины, объясняя её содержание слогом, который сам называл "простонародным протяжным напевом":

Вот купецкий дом, - всего вдоволь в нём,

Одно пахнет деревней, другое харчевней.

Зато один толк, что всё взято не в долг,

Как у вас иногда, честные господа!..

Уловка сработала. Такова была новая фантазия художника - объяснять живопись рифмованным слогом, превращать зевак в слушателей, а слушателей в зрителей. Журналы писали об успехе художника. "Сватовство майора" принесло ему звание академика живописи, а рифмованный комментарий - признание знатоков русской словесности.


П.А. Федотов. Сватовство майора. 1851

Павел Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года и происходил из семьи очень бедного чиновника, отставного прапорщика, бывшего воина Екатерининских времен.

Если выше написанное заинтересовало, то читайте и смотрите фоторепродукции картин Федотова (я ценю его великий талант в области жанровой живописи) ниже. Пост по объему относительно небольшой, а еще в нем есть - фоторепродукции его картин.


Федотов П.А. Портрет А.И. Федотова, отца художника. 1837. Акварель

Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой научной подготовки, был определён в воспитанники 1-го московского кадетского корпуса, в котором своими блестящими способностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратил на себя внимание начальства и превзошёл всех своих товарищей. В пятнадцать лет он - унтер-офицер, в семнадцать - фельдфебель. Как лучшего выпускника кадетского корпуса Павла переводят в столицу, и в восемнадцать он становится прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. В полку продолжал писать портреты сослуживцев, а когда в часть пожаловал великий князь, Федотов посвятил этому событию живописный сюжет. Князю понравилась акварель, и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем.


П.А. Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838

Через год великий князь вновь посетил полк. На этот раз ему показали начатую Федотовым картину "Освящение полковых знамён после пожара в Зимнем дворце". Вскоре последовал высочайший Указ, разрешавший художнику оставить военную службу для обучения живописи с назначением содержания от казны. Однако Федотов не торопился в отставку.

П.А. Федотов. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. 1843

Ещё на третьем году полковой службы он стал посещать вечерние классы Императорской академии художеств. Именно тогда, по выражению художника, его "карандаш задел прохожих", и он научился изображать "оплёванного судьбой человека".


П.А. Федотов. Офицер и денщик. 1850

Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем игра красок и гармония линий. Он сочинял романсы и песни, исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы "Руслан и Людмила" и разыгрывал представление перед друзьями. Он навсегда остался верен семиструнной подруге - держал в мастерской манекен натурщицы с гитарой в руках. На слуху у современников были его романсы "Кукушечка" и "Душенька", песня "Любочка" и солдатский марш "То ли дело егеря", распеваемый русской пехотой чуть ли не до Первой мировой войны.

Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся показывать их друзьям и знакомым. Изображал себя в картинах забавных или трагических, часто при обстоятельствах, никогда не случавшихся с ним в жизни. На бумаге, холсте и картоне возникал параллельный фантазийный мир бурной жизни художника, наполненной ухаживаниями, азартной игрой, помолвкой, женитьбой, любовными связями, счастливым отцовством и завершившейся бедной и немощной старостью. Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Такая мысль возникала, видимо, и у самого Федотова.

Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик). 1846 г.

П.А. Федотов. Завтрак аристократа (Неожиданный гость). 1850

П.А. Федотов. Прогулка. 1837. Акварель. [Групповой портрет: П.А. Федотов в форме офицера лейб-гвардии Финляндского полка, А. И. Федотов (отец художника), А. И. Калашникова (сводная сестра художника)]

На рисунке, выполненном им в больнице незадолго до смерти, чиновный вельможа в мундире и эполетах пристально рассматривал смятенную физиономию художника через крупное увеличительное стекло в драгоценной оправе. Отсутствие эмоций на лице вельможи говорило о том, что он и под увеличением ничего не разглядел в живописце: лишь полные тревоги глаза, встопорщенные усы да приоткрытый в немом крике рот...

В автошарже, написанном вскоре после выхода в отставку, Федотов нарисовал себя в галантном полупоклоне, объясняющимся в любви миловидной барышне. Собака барышни облаивала кавалера из-под пюпитра.

П.А. Федотов. Разборчивая невеста. 1847

Этот эпизод, может быть, не заслуживал бы внимания, если бы не сохранилась анкета, заполненная рукой Федотова, когда он попал в психоневрологическую больницу. Всего два вопроса и два ответа:

"Когда началась болезнь?" - "В июне 1852 года".

"Первые признаки болезненного состояния?" - "Началось с объяснения в любви".

Впрочем, до тех роковых объяснений, когда художник предложил руку и сердце сразу двум барышням, ещё далеко, и рисунок, о котором идёт речь, был всего лишь забавной шуткой.

Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Все знали его обычную отговорку: "Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой". Однако клетка не пустовала в его рисунках. На одном из них жена сокрушалась о седине мужа, а он утешал - виноват дурной петербургский климат. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Приподнявшись в постели, обладатель знакомых усов и причёски обнаружил, что собака хозяйки погрызла его обувь, брошенную возле кровати, и досадовал: "Ах, какой твой Фиделька шалун!".

В 1851 году художник закончил писать картину "Вдовушка" и поместил в богатую раму за спиной героини изображение умершего мужа, наделив его своими чертами. Бог весть, почему Федотов это сделал: сюжет картины навеян судьбой его сестры Любы, разорившейся после внезапной смерти мужа. Собственное изображение взамен портрета умершего супруга выглядело по меньшей мере неуместно.

В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства.

Федотов работал над картиной упорно и долго. "Про "Вдовушку", выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: "Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года". Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью", - записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания "Сватовства майора", - Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры. Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.

Художник почти закончил полотно, но нужное цветовое решение не находилось. К ночи Федотов выбился из сил и лёг спать. Во сне ему явился Карл Брюллов, сказавший, что от прежнего замысла надобно отказаться. Они вместе подошли к картине, сняли полог, и Брюллов, взявши кисть, показывал, как и какие краски следовало смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова. Вышло отменно!

"Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах.

П.А. Федотов. Вдовушка (1-я версия). 1851

П.А. Федотов. Вдовушка (2-я версия). 1852

Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки.

Подобно тому, как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, "Вдовушка" своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.

Фантазия живописца - занять место в портретной раме на комоде у "Вдовушки" - оказалась последней и роковой. Не прошло года, как он заболел.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 г. в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года в возрасте тридцати восьми лет, прейдя в рассудок недели за две до своей кончины.

Федотов (Павел Андреевич)

В комментариях добавлю еще несколько фоторепродукций картин П.А. Федотова и интересные подробности о его картине "Сватовство майора" и об истории ее написания :)

Рубрики:


Метки:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю



Федотов П.А. Автопортрет
Подробнее о картине П.А. Федотова "Сватовство майора"

Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также "Рацея" - "рассказ простонародный протяжным напевом", написанный специально в качестве объяснения к "Сватовству майора". Поэт-художник поставил перед собой задачу показать:

"... как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют".

Уже в самой интонации стихотворного объяснения выражено сатирическое отношение художника к его героям.
Он последовательно показывает сначала место действия:

Вот купецкий дом -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней...

А затем, одного за другим, всех действующих лиц:

Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец...
Уж чего бы еще?
Да взманила, вишь, честь:
"Не хочу, вишь, эятька с бородою...
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь! . ."
... Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать...
... наша невеста
Не найдет сдуру места:
Мужчина! чужой! Ой, стыд-то акой!
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!.."

"Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза", - говорил Федотов.
Эти слова в полной мере подтверждаются целым циклом этюдов, набросков и натурных зарисовок, связанных с работой над "Сватовством майора".
Один из друзей Федотова, И. Можайский, рассказывает, со слов самого художника, о том, как складывались основные образы "Сватовства майора":
".. . Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип. Я не принадлежу к их числу, а, может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки. . . Наконец, однажды, у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться... изучал его характер... и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо; а чего мне стоили другие!"
Рассказ продолжает другой мемуарист, также близкий друг художника, писавший с его слов:
"При отделке "Сватовства" Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличной сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то русского трактира. . . художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, чего искал так долго. Стены, вымазанные желто-бурою краскою, картины самой наивной отделки, потолок, изукрашенный расписными "пукетами", пожелтевшие двери - все это совершенно согласовалось с идеалом, столько дней носившимся в воображении Федотова.
Едва только одолел он первую трудность, явилась тысяча других. Нужно было сыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, удерживающей (на картине) невесту за платье, невесту, прислугу, жениха, кисейное платье, разные аксессуарные вещи, необходимые для картины. Разыскание живых типов по широкому Петербургу не могло быть в тягость нашему наблюдателю, найти лица не было делом очень тяжелым. . . Какой-то добродушный купец... охотно согласился дать скопировать свою особу, один из знакомых офицеров сам вызвался служить натурой для жениха, беспрекословно облачаясь в мундир и стоя на одном месте столько времени, сколько того было угодно Федотову. На Толкучем и на Андреевском рынках наш живописец высмотрел несколько старух и сидельцев... и нанял за сходную цену... Платья, мебель и мелкие вещи были взяты у приятелей, а предметы такого же рода, слишком старые и загрязненные, выбирались из лавок или рестораций".
Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, особенно ценилась его первыми зрителями.
Для тех, кто желает еще раз взглянуть на картину П.А.Федотова "Сватовство майора", но в фоторепродукции с большим разрешением, я помещаю этот вариант здесь (см. ниже).

Вариант: 52

1. Формулировка задания

Сформулируйте

тексту), не оценивается.

2. Исходный текст

(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (З)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (б)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активно преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (1б)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этогоИ в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» ярко проявляется гражданская незрелость, человеческая «недообразованностъ». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(По И. Гонцову)

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс .

Вариант; 52

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема влияния популярных артистов на

проблемы: подростков (как влияют популярные артисты и их

высказывания на подростков?);

2) проблема нравственной ответственности артиста перед обществом (что остаётся в душах людей после выступления артиста?);

3) проблема пренебрежения артистов социальными нормами ради популярности у публики (стоит ли строить сценический образ на эпатаже, на пренебрежении социальными нормами, образованностью?);

4) проблема назначения искусства (нужно ли обществу искусство, построенное на пренебрежении

позиция: на подростков, которые верят их рассказам о плохой

учёбе и плохом поведении в детстве и считают, что именно так можно преуспеть в жизни; поэтому артист должен обладать особым чувством ответственности;

2) если артист не осознаёт своей миссии в обществе, не осознаёт себя как личность, он становится покорным слугой толпы;

3) сценический образ, основанный на пренебрежении социальными нормами, неуважении к образованности похож на концертный костюм; такой образ не помогает артисту сделать публику лучше, направить людей на путь творчества, созидания;

4) искусство, которое не помогает людям стать лучше, не зовёт к свету, недостойно быть частью национальной культуры.

Критерии оценивании ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г, РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 53

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его.

(2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день.

(8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего

дома. (10)Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством , захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал:

(14) - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (1б)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих!

(По Н. Варенцову)

3. Информация о тексте

Основные проблемы:

проблема истинных и ложных жизненных ценностей (что можно назвать истинными жизненными ценностями?); проблема взаимоотношения отцов и детей (на чём должны строиться отношения между отцами и детьми?); проблема ответственности за свои поступки (всё ли в человеческой жизни проходит безнаказанно?).

истинными являются только общечеловеческие ценности: любовь, преданность, порядочность; в отношениях между детьми и родителями приоритетными должны быть не денежные отношения; человек всегда несёт ответственность за совершённые поступки.

Критерии оценивании ответа на задание С1

Вариант; 54

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или. полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)Я стою в вестибюле редакции центральной газеты и терпеливо жду, когда дежурная закончит телефонный разговор с приятельницей. (2)Дежурная висит на телефоне, обстоятельно объясняя адрес какой-то своей подруги. (3)Наконец её далёкая собеседница, а заодно и я досконально разобрались в правых и левых поворотах, заборах, котлованах и трубах. (4)Телефон даёт отбой, дежурная откидывается на спинку стула, минуты две вспоминает, очевидно, своих друзей и потом, не взглянув на меня, погружается в книгу посетителей. (5)Тут я, естественно, не выдерживаю. (6)Следует бурная сцена, меня клеймят «нечутким», «невежливым», «дотошным человеком», летят слова, которые хочется сразу забыть. (7)Лишь через пятнадцать минут, после изрядного потрясения, я смогла пройти в отдел писем, где меня ждал редактор.

(8)Поверх кипы конвертов и разнокалиберньк бумаг, которыми завален стол, два листка с пометками редактора. (9)Это для меня. (10)Одно письмо с Урала, Другое из Ростовской области . (11)Одно от молодого специалиста, другое от ветерана . (12)А содержание почти одно и то же. (13)Описывается, в частности, как, войдя в кабинет чиновника, нужно несколько минут постоять перед сидящим в кресле, занятым своими делами боссом, дабы «всяк сверчок знал свой шесток».

(14)Естественно, после только что разыгравшейся сцены у проходной у меня сразу возникает безмолвный вопрос к авторам

писем: почему они ведут разговор лишь о руководителях? (15)А вахтёр что же - хуже? (1б)Или вахтёры не обладают на своём рабочем месте абсолютной властью? (17)Или они проходят предварительный отбор на должность с выявлением их способностей к чуткому (а значит - деловому) отношению к посетителю? (18)А продавцы? (19)Приёмщицы? (20)Медсёстры? (21)Водители автобусов?

(22)Я молча сгребаю пачки писем. (23)Это источник социологической информации о нормах, регулирующих отношения людей.

(24)Что такое «нормы»? (25)Это правила, которым необходимо следовать для достижения какой-то цели. (26)Поведение людей всегда подчиняется каким-то правилам, нормам. (27)[...] нормы определяют формы и характер взаимодействия людей в обществе. (28)Они незримо присутствуют в нашем сознании. (29)Эти нормы - неписаные законы - кажутся нам неуловимыми. (30)Можно ли, и если можно, то как сформулировать взгляд, улыбку, пожатие плеч, интонации голоса? (31)А ведь именно эти «мелочи» определяют собой то, что называют учёные неформальным общением.

(32)Когда человек наносит явный ущерб чьей-либо собственности, здоровью, его привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности . (ЗЗ)Здесь вступают в действие правовые нормы , которые устанавливаются законодательным путём. (34)Они отражаются в нормативных актах , входят в своды законов. (35)Но никакие кодексы не могут предусмотреть строгих стандартов взаимоотношений людей, даже непосредственно на производстве. (Зб)Невежливость или стремление унизить сослуживца, клиента, пассажира, подчинённого, одноклассника не считается нарушением правовых норм. (37)Неформальное общение - область нравственности. (38)Поведение здесь должно регулироваться иначе. (39)Как?

(ПоМ. Бобневой)

Критерии оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г . РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 54

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема этических норм, регулирующих деловые

проблемы: отношения между людьми (как должны вести себя

наделённые какой-либо властью люди - от вахтёра до руководителя - по отношению к другим людям?);

2) проблема соотношения правовых и этических норм (можно ли законодательно регулировать неформальные взаимоотношения людей на производстве?);

3) проблема формирования в обществе норм нравственного поведения (каким образом можно регулировать неформальное поведение людей в обществе? Как влиять на «область

позиция: полномочиями, пренебрегают этикой в отношениях

с «обычными» людьми;

2) все нормы «неформального общения» невозможно прописать в законах, это область нравственности;

3) нужно искать способ регулирования социальных, нравственных норм.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 55

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)Она немного опоздала, во дворе все лавки были заняты публикой. (2)Её, однако, ждало место на огороженной скамеечке, где сидели несколько известных театральных личностей. (З)Она перездоровалась со знакомыми, села и огляделась. (4)Всё продумано: спектакль из пятидесятых-шестидесятых, играется в естественных декорациях московского двора, ничего и мастерить не надо. (5)3десь всё осталось таким, каким было в те годы. (б)Разве что на одну из стен дома нарочито вывесили старый гобелен.

(7)Она достала из сумочки очки, всмотреласьТочно такой тканый гобелен с бахромой висел над её топчаном в родительской квартире на протяжении многих, многих лет. (9)Точно такой гобелен: на нём вытканы семья оленей, спустившихся к водопою , мельница на ручье, далёкие зовущие горы...

(10)Минут через десять стало смеркаться, вышли актёры, и началось действие.

(11)Она никак не могла сосредоточиться. (12)Вид гобелена, спутника её детства и юности, вывешенного на всеобщее обозрение, мешал следить за актёрами.

(13)Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок. (14)Бабушка кормит её кашей прямо в постели. (15)Вышитые на новеньком гобелене персонажи присутствуют здесь весьма активно и как декорации, и как участники действа...

(16)Бабушкина крапчатая рука с ложкой послушно упиралась в гобеленовый куст, из которого торчала голова с ушками, затем мирно следовала в соседний, братски распяленный рот.

(17)А потом, в школьные годы, - как сладко было болеть под её гобеленом! (18)Главное, можно было лежать в обнимку с книжкой или даже несколькими книжками, меняя их попеременно, ведь всё знаешь наизусть, и это особенно сладко.

(19)Однажды, в девятом классе, она попала в дом к соученице, дочери известного в городе адвоката. (20)Выросшая в семье весьма небольшого достатка, никогда прежде она не видела такого богатства - всех этих серебряных приборов с вензелями во время будничного семейного обеда, этой старинной тяжёлой мебели, этих огромных, нежного витиеватого рисунка ковров.

(21) - Тот персидский, - сказала дочь адвоката, кивая на стенку столовой, - а в папином кабинете висит настоящий пешаварский, дедушкин. (22)Ему почти сто лет...

(23)Что дёрнуло её за язык сказать:

(24) - У нас тоже есть ковёр, не такой большой...

(25)Её подруга смешно сморщила нос и проговорила мягко:

(26) - У вас не ковёр, а гобелен с уточкамиВся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.

(28)Она прибежала домой и в припадке возмущённого стыда принялась срывать с гвоздиков свой гобелен.

(29) - Ты что? - спросила мать за её спиной. (30) - Что с тобой?

(31) - Потому что это - пошлость, пошлость! - запальчиво выкрикнула она.

(32) - А! - сказала мать. (33) - Ты это где сегодня подхватила? (34)И, выслушав все, что, задыхаясь от обиды, выпалила ей дочь,

проговорила спокойно:

(35) - Вот это и есть - [...]. (З6)Повесь гобелен на место, вымой руки и иди есть.

(37)И она, бессильно всхлипывая, повесила гобелен, села под его раскидистой кроной и заплакала, сквозь злые слёзы рассматривая до миллиметра знакомые пеньки, траву и островерхие горы вдали...

(38)Прошло ещё несколько лет, гобелен прохудился в районе мельницы, мама сделала из него красивую наволочку на подушку.

(39)Вот что забавно: не так давно подушка перекочевала в их новую квартиру.

(40) - Ну, как спектакль? - спросила дочь, вернувшись с какой-то своей тусовки.

(41) - Там, знаешь, вывесили гобелен... -улыбаясь, сказала она.

(42) - Что за гобелен?

(43)-Ну, точно такой, как нашПомнишь?

(45)-Нет, не помню...

(46) - Погоди! (47)Как это - «не помню»? !

(48) - О Го-осподи-и! - дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник.

(49)А у неё вдруг сжалось сердце, щемящая обида подкатила к горлу.

(50) - Ты ничего не помнишь! - воскликнула она. (51)Безразличие - вот знамя вашего поколения!

(52) - Знамя?! - дочь фыркнула. (53) - Ну, мать, ты даёшь! - и ушла к себе.

(54) - Что ты пристала к ней со своим гобеленом? - вполголоса спросил муж. (55) - Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?

(По Д. Рубиной)

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема памяти (что остаётся в человеческой

проблемы: памяти от такого важного периода, как детство?);

2) проблема поколений [кто из героев прав в своём отношении к воспоминаниям?);

3) проблема истинных и ложных ценностей (в чём _______________ценность для героиня простого тканого гобелена?).

позиция: вещи из прошлого, которые покажутся

прекрасными, потому что связаны с детством и

2) дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать;

3) истинные ценности в жизни - это те события, которые в ней происходят, и память об этих событиях.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК.1 1 класс.

Вариант: 56

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанньй текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора. (2)3аместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги , как они хотят отметить годовщину. (З)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока...» (4)В его голосе было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (З)Заставили бедного человека заниматься тем, в чём он не видит никакого смысла, никакой пользы.

(6)Вог как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (8) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность и логичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.

(10)«Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11)«А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)Эачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня ничего заветного нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно...» (14)И единственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (15)Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни? (16)Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вузЛюди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, - вполне материальной основой благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.

(ПоС. Кудряшову)

3. Информация о тексте

Основные проблемы:

1) проблема роли литературы в духовной жизни современного общества (в чём значение русской литературы для современных людей");

2) проблема чести (как взаимосвязаны: нравственные устои общества и развитие страны в целом?)

позиция: современного общества велико, так как литература

развивает нравственное начало в людях;

торгашеская же философия несёт обществу

реальную опасность; 2) приоритет чести, высокая нравственная

требовательность - важнейшие условия ______ процветания нашей страны. _____________________

Критерия оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 57

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке.

(2)Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. (3)Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него замечательный вкус и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (4)Дома у него были картины всё больших размеров, но плохие; хорошие же дурно повешены. (З)Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом оказывались грубою подделкой. (6)И замечательно, что, робкий вообще в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных выставках. (7)Отчего?

(8)Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или в бинокль и удивлялась, что люди на картинах как живые, а деревья как настоящие; но она не понимала, ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие.

(9) - Это лес Шишкина, - объяснял ей муж. (10) - Всегда он пишет одно и то жеА вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не бываетА у этого мальчика левая рука короче правой.

(13)Когда все утомились и Лаптев пошёл отыскивать Костю, чтобы ехать домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. (14)На переднем плане речка, за ней бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костёр: должно быть, ночное стерегут. (15)А вдали догорает вечерняя заря.

(1б)Юлия вообразила, как она сама идёт по мостику, потом тропинкой, всё дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. (17)И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного.

(18) - Как это хорошо написано! - проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. (19) - Посмотри, Алёша! (20)3амечаешь, как тут тихо?

(21)Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали её. (22)Она всё смотрела на пейзаж с грустною улыбкой, и то, что другие не находили в нём ничего особенного, волновало её. (23)Потом она снова начала ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин. (24)Когда она, вернувшись домой, в первый раз за всё время обратила внимание на большую картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней вражду и сказала:

(25) - Охота же иметь такие картины!

(26)И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения мужа и Кости об искусстве возбуждали в ней чувство скуки, досады и порой даже ненависти.

Критерии оценивания ответ» на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г, РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 57

3. Информация о тексте

Основные проблемы:

проблема восприятия искусства человеком (как человек воспринимает искусство? Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к миру прекрасного?); проблема ценности настоящего искусства (какое искусство можно считать настоящим? В чём ценность настоящего, подлинного искусства?).

искусство многое говорит чуткому человеку, заставляет задуматься о самом таинственном и сокровенном; ценным в искусстве является его способность влиять на душу человека, поэтому подлинным является то искусство, которое облагораживает душу, возвышает мысли человека.

Критерии оценивания ответа на мд»нне С1

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 58

^Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хотя каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью - музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(П)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15) использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (И)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальнля зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту? (По К. Коршуновой)

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема понимания счастья (счастье - понятие

проблемы: абстрактное или конкретное? Каково содержание

этого понятия? Достижимо ли оно?): 2) проблема умения быть счастливым (каждый ли человек способен быть счастливым? Или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? И каждый ли из нас способен на это?). _

позиция: человека всегда есть надежда на то, что его желания

сбудутся и он добьётся счастья;

2) эксперименты учёных доказывают, что существует врождённая способность быть счастливым; если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамсн, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 59

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то нн было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)На6ежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема исторической памяти (надо ли сохранять в

проблемы: истории, помнить имена и подвиги людей,

прославивших себя в какой-либо профессии или при защите Отечества, таких, например, как Фёдор Ушаков?);

2) проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?);

3) проблема оценки таланта современниками (что мешает современникам талантливого человека по

достоинству оценить его способности?).

позиция: прославивших своё Отечество открытиями в какой-

либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества;

2) человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его открытия и достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству;

3) современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать способности более выдающиеся, чем

Критерии оценивания ответа ив задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант 60

1. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или

читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Исходный текст

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор - семидесятидвухлетний москвич - пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется., что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (3)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанностьНо его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

(5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?».

(7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, - это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всем виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

(12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

(1б)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация , политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

(26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы Друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это, разумеется, трудно, но необходимо.

(По Е. Кореневской)

Критерии оценивания ответа на задание С1

Единый государственный экзамен, 2007 Г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Вариант: 60

3. Информация о тексте

Основные 1) проблема отцов и детей (как эпоха влияет на

проблемы: взаимоотношения отцов и детей?);

позиция: родителей, бабушек и дедушек потому, что живут в

другую эпоху, другое время, когда происходят стремительные изменения в обществе; молодые люди стойко выдерживают «исторические цунами»; 2) взгляды и нравы молодых заслуживают уважения, Поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей; и тогда пропасть между поколениями исчезнет.

Похожие статьи