Обучение грамоте звук з в подготовительной группе. Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "звонкие комарики"

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Замок (Нойшванштайн) Замок Заяц Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки.
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.
- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит.
- Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?
(Зимой)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно -
Укусит.
Ясно?
(Змея)

По земле ползает,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
(Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц)

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета.
(Заяц)

На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)

За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Что видно только ночью?
(Звезды)

Пословицы и поговорки на букву З

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.
Земля, на которой родился,- золотая.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Здоровье дороже богатства.
Люди с базара, а Назар - на базар.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак
«Завтра,- думал я вчера,
- Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
(Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке -
Свяжем серому носочки.
(А. Пудваль)

Зайка
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет».
(А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
(Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
(В. Викторов)

Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
(В. Берестов)

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней.
Резиновая Зина,
Упала из корзины -
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

Рано солнышко встает
И спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведем.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень -
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам - покраснеть.
Баклажанам - посинеть,
Дыне с тыквой - пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
(Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги.
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык.
Хотя он всего только бык…
(Б. Заходер)

Земляничка
Земляничка Возле пня всем сказала:
- Нет меня!
- Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел.
Закричал:
- Нехорошо!
Обманула! Ай-ай-ай!
Земляничка, вылезай!
- Покраснела ягода и сказала:
- Ябеда…
(Л. Фадеева)

Знать бы, зачем
Залилась спозаранку
В замерзших зарослях
Крошка-зарянка?
Знать бы, зачем,
Заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем
Зашуршала змея?
Знать бы, зачем
Зеленеет земля?
(В. Лунин)

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

6-7 лет

Тема : Звук З и буква З(е) .

Цель: Учить называть и узнавать букву З, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков, закрепить умение находить противоречия, развивать способность сравнивать и анализировать, укреплять мелкую моторику рук, закрепить букву П.

    Игра "Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

    Упражнение

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: м-м-м.

В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

Мимо машины бежали: тр-р-р.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

    Знакомство с буквой и звуком З.

Чистоговорка:

За-за-з - вот идет коза

Озы-озы- в воде розы

Гу-гу – моем руки мы в тазу

Узы-узы-узы – ели мы арбузы.

    На что похожа эта буква?

Спину выгнула змея:

«Вроде завитушки я»

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Чтение слогов Зи- ЗА-ЗО-ЗУ. Заменить на.

    Отгадайте загадку

«Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)»

Пропечатать предложение «У нас зима»

    Упражнение «Придумай слово на заданный звук». Разбор слов.

Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет

(дети показывают пальчиком над головой)

Мы собрались с ним в полет

Правое крыло, левое крыло

(отводят в строну правую руку, левую руку)

Я мотор завожу и внимательно гляжу

(вращают руки перед собой)

Возвращаться не хочу!

    Пропечатать букву З в тетради.

Извиваясь, словно змейка.

Срисовать меня сумейка!

    Чтение букваря.

    Прослушать песенку с буквой З.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

    Игра «Птичка в клетке»

Педагог выставляет на лоску плоскостную клетку и перемещает птичку. Дети озвучивают:

Птичка из клетки …вылетела.

Над клеткой…пролетела.

Вокруг клетки…облетела.

К клетки …подлетела.

В клетку…залетела.

    Чтение стихов про Новый год. Работать над дикцией.

Конспект

Открытого занятия по речевому развитию

Тема: «Знакомство с буквой и звуком «З»

с детьми старшей группы «Почемучки»

Цель : комплексное развитие познавательно - речевой деятельности.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «физическое развитие», «художественное творчество».

Задачи:

Образовательные : - познакомить с буквой и звуком «З», учить характеризовать букву и звук, продолжать учить определять местонахождение звука З в начале, середине и конце слова;

Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Обогащать активный и пассивный словарь (слова экскурсия, улей)

Развивающие: развивать коммуникативные навыки (умение правильно говорить и слушать), развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде и слушать товарища, умение приходить друг другу на помощь; активность, самостоятельность детей.

Материалы:

Демонстрационный: картинки для фланелеграфа (или игрушки) Лисенок, Мудрая Сова, Ёжик и Пчела Зоя, сундучок с подарками (картинки – раскраски)

Раздаточный: набор цветных ниточек и счетные палочки, листочки для выкладывания букв и слогов.

Оборудование: магнитная доска , магнитофон , запись фонограммы «звуки леса», фланелеграф, картинки для него: сова, лисенок, ежик, пчелка, улей, мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня вас ожидает загадочный сюрприз.

Дело в том, что к нам в гости пришли Мудрая Сова, Лисенок и Ёжик. Наши новые друзья помогут нам учить буквы и звуки. И сегодня они принесли с собой волшебный сундучок. Что там в этом сундучке даже мне неизвестно, да к тому же на нем висит замок. А еще на нем ПЯТЬ звезд. Как вы думаете для чего они здесь?

Что мы должны сделать, чтобы открыть сундук?

Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий.

Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания, которые приготовили наши новые друзья?

Тогда садитесь красиво. Спина прямая, ноги ставьте правильно. Слушайте внимательно.

Раз-раз- раз начинаю свой рассказ.

Однажды в ясный летний день Мудрая Сова, Ежик и Лисенок пошли на экскурсию в парк. Вдруг к ним подлетела пчела и стала кружиться вокруг. «Остановитесь!» - воскликнул Ёжик – по-моему, эта пчёлка хочет нам что-то сказать. Друзья замерли на месте и стали напряженно вслушиваться в звенящий звук з-з-з-з-з. Через некоторое время они уже понимали, о чем говорит им пчела. А говорила она вот что: «Ззздравствуйте, незнакомые ззверьки! Меня ззовут Ззоя. Идите зза мной. Я Вас угощу полезной сладостью». Нашим героям стало интересно попробовать полезную сладость, и они отправились вслед за пчелой. Все вместе они подошли к улью. Пчёлка Зоя познакомила их со своими сестрами. Их было много. Пчёлы угостили сладким лакомством наших друзей, а они вежливо поблагодарили за столь вкусное угощение свою новую знакомую- пчелку Зою.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, с кем познакомились наши новые друзья во время экскурсии в парк?

Какой же звук издают во время полёта пчёлы?

Дети: З-з-з

Воспитатель: ребята, а какой звук я старалась выделить, когда рассказывала вам эту интересную историю?

Дети: звук – З-з-з.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой - « З».

Давайте, подумаем какой же этот звук и дадим ему характеристику?

Дети: Согласный, звонкий.

В оспитатель : а почему? Как мы определяем это?

Дети: когда мы произносим звук З во рту встречаются преграды: зубы смыкаются, а воздух проходит через них.

Воспитатель: а как мы определяем, что звук звонкий?

Дети : кладем руку на голову и говорим:
Если в голове звенит,

Значит, звонкий звук звучит.

Воспитатель: (выставляю на доске картинку с «букой З», читаю стихотворение с буквой З)

Ребята, назовите слова, в которых встречается звук З. А в какой части слова мы его слышим и произносим?

Воспитатель: Скажите, ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются?

Дети: Буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим.

Воспитатель : ребята, а на что похожа буква «З»?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Вы очень внимательные ребята. Молодцы. Мы выполнили первое задание и получаем первую звезду. Предлагаю снять с сундука вторую звезду и прочитать следующее задание :

Нужно подружить букву З с гласными буквами, которые мы уже знаем:

За, зо, зу

А для этого наши друзья приготовили нам необычное задание. Сначала скажите мне, пожалуйста, при помощи чего можно выложить слова?

Дети: При помощи семян, ниток, шнурков и даже ракушек.

Воспитатель : а мы попробуем из цветных ниточек и счетных палочек выложить слоги на столе. Хотите научиться? Может кто-то из вас уже знает, как это делается?

Для этого нам понадобятся цветные ниточки или счетные палочки и белый лист бумаги, чтобы хорошо было видно, что у вас получится. Все это есть у вас на столах. И что ещё нам надо подготовить к работе?

Дети: Руки.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок. (Соединяем пальцы обеих рук в замок.)

Кто его открыть бы мог? (Пальцы сцеплены в замок и тянем руки

В разные стороны)

Постучали. (Не расцепляя пальцев, стучим ладонями

Одна о другую)

Покрутили. (Вертим сцепленными руками

От себя и к себе)

Потянули. (Пальцы сцеплены, тянем руки в разные стороны)

И открыли (Расцепляем пальцы рук).

Воспитатель: Сейчас наши руки готовы трудиться. Давайте вместе попробуем выполнить наше задание. Проговорим слоги, которые нам надо выложить (ЗА, ЗУ, ЗО)

Самостоятельная работа детей

Воспитатель : Молодцы! Справились с заданием. Вторая звезда заслуженно ваша. А сейчас мы посмотрим, какое же задание на третьей звезде.

Игра «Полслова за тобой»

Воспитатель : мы научились выкладывать слоги со звуком З, а сейчас мы поиграем в игру «Полслова за тобой»

(воспитатель выкладывает слоги на магнитной доске, а дети составляют слова с этими слогами )

Воспитатель: и с этим заданием мы справились отлично, и получаем за это третью звезду.

Мы с вами знаем мудрую пословицу: « Делу время - потехе час». И сейчас мы немножко отдохнём.

(Слышна запись фонограммы «звуки леса», дети выходят на ковер).

Воспитатель : Представьте, мы оказались на лесной полянке. Говорим: «Повернись, повернись, и в зайчат превратись». Мы с вами превратились в забавных маленьких зайчиков.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Кто- то зайку напугал.

Зайка «прыг» и ускакал. (превращаются в детей )

Воспитатель: вот мы немного отдохнули и чтобы получить четвертую звезду должны отгадать загадки, которые приготовил Лисенок. И поможет нам в этом кроссворд.

Я буду загадывать загадки. А вы не просто отгадываете правильно загадку, но и называете, в какой части слова-отгадки слышится звук З.

Кто первым поднимет руку, должен сказать отгадку и определить: в начале слова, в середине, или же в конце слышится звук З. И, тогда я впишу это слово в кроссворд. Правила игры всем понятны?

Дети: Да. Понятны.

Воспитатель: Тогда слушайте загадки.

Загадки

Что за зверь такой лесной

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы? (заяц)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка (кузнечик)

Сам я алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный (арбуз)

Как на стёжке, на дорожке

Над цветком порой замрет

Разноцветный самолет.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет – полетит (стрекоза)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит над горой (берёза)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам-рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино (телевизор)

Воспитатель:

Молодцы ребята – мы выполнили ещё одно задание и получаем четвертую звезду.

А теперь наступает самое интересное. Мудрая Сова предлагает нам поиграть в новую игру, которая называется «Добавлялка». Я буду называть слова, а вы будете добавлять к ним, слог «ЗА». Попробуем: кружить – закружить. Понятно? Начали.

(дети выходят в круг, и воспитатель бросает мяч каждому ребенку, называет слова : лететь, бежать, болеть, стелить, прыгать, бросать, быть, вести, вернуть, готовить, дать, думать, жечь, жить, клеить.

Воспитатель : Молодцы! Мы выполнили пятое задание. А есть ли на сундучке еще звездочки? Нет! Это значит, что мы выполнили все задания наших новых друзей.

Что нового вы узнали? Что было интересным? А что показалось трудным? А Вы довольны своей работой?

А что вы сегодня приобрели?

Дети: новые знания

Воспитатель : Правильно знания. Наши новые друзья и я тоже вами довольны. Мы все задания выполнили, собрали пять звезд. Давайте попросим Ежика, открыть этот волшебный сундук и показать, что же там такое загадочное скрывается. Для этого дружно, всем вместе, сказать волшебные слова:

Крибле-крамле тара - рам

Открывай замочек нам!

Дети: Крибле-крабле тара - рам

Открывай замочек нам!

Воспитатель: Какие - то замысловатые подарки приготовили нам игрушки. Что же это такое?

Дети: картинки.

Воспитатель: да, это картинки-забавы для раскраски с буквой З. Вы дома их раскрасите и осавите себе на память о сегодняшнем необычном путешествии. Вы – молодцы!


Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».

Задачи:

Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

Упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);

Объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);

Знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.

Организационный момент.

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.

1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)

На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)

Игра «Не зевай – продолжай».

Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы?

2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).

Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.

Ходить – сходить

Клеить – склеить

Катать – скатать

Бегать – сбегать

Клевать – склевать

Летать – слетать

Петь – спеть

3. конверт. II. Изучение новой темы.

1. - Послушайте стихотворение.

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

2. Артикуляция звуков. (зеркала)

Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)

Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)

Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Динамическая пауза « Жили-были зайчики ».

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. (показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4.Конверт Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза, слеза , зонт; скамейка, сазан , зорька; узор, скакалка, засов ; маска, зоосад , фазан; сарафан, сервиз , казаки.

Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.

В слове слеза звук [з] находится в середине слова.

В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

В слове засов звук [з] находится в начале слова.

В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.

5.Конверт Работа в парах по карточкам.

– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?

Суп – зуб

Сима - зима

Коса - коза

Сахар – Захар

Лиса - Лиза

Роса – роза

Сев - Зев

1. Знакомство с буквой.

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена как стружка.

- Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з , ].

Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.

Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.

2. Индивидуальная работа

- Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий .

3.Дифференциация букв В и З.

Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».

4. Подведение итогов.

  1. - С какой буквой мы сегодня встретились?
  2. - Над какими звуками мы сегодня работали?
  3. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Тема: Звук «З» и «З’» . Буква «З».

Цели:

- закрепить навыки правильного произношения звуков «З» и «З’»,закрепить в памяти детей графический образ буквы «З».

Учить детей дифференцировать на слух звуки «З и З’» изолированно, в слогах и словах.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к изучению грамоте.

Оборудование: кукла- заяц, корзинка, волшебная ручка, карточка из набора на букву «З», предметные картинки на звук «З» или «З’» для каждого ребенка (10 штук), зеленый и синий домик, карандаши, тетради, пластилиновые крышки, макароны, карточки со слогами, образ буквы «З».

1. Организационный момент.

Дети, посмотрите, какая странная корзинка стояла в коридоре. Интересно, кто в ней может быть? (ответы детей) Давайте посмотрим. Ой, зайчонок, что ты тут делаешь.

Зайчонок: Мама зайчиха принесла меня в детский сад, что бы я поучился у ребят грамоте. А я не хочу учиться, это очень трудно.

Подожди, Зайчонок, ты не прав, учиться это всегда интересно. Мы с как раз с детьми учим звуки и буквы. Садись в свою корзинку, смотри и слушай внимательно.

2. Основная часть .

Сообщение темы занятия.

Назовите 1 звук в слове «зайчонок» (звук (З))?

Сегодня мы играем со звуками «З и З’» и буквой «З».

Характеристика звуков « З и З ‘»

Дадим характеристику звуку «З». Какой это звук? (согласный) Правильно.

Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой?

Итак, звук «З» – согласный, твердый, звонкий.

Дайте характеристику звуку «З’». Звук «З’» – согласный, мягкий, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру «Ловушка»

Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «З», должны поймать его в ладоши.

Речевой материал: к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц.

Развитие слухового внимания.

Поиграем в игру «Разведчики»

Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Леня, читай первое, а все остальные слушают и запоминают.

Настя, читай второе

Дима, читай третье.

Какой слог здесь звучит мягко? (СИ) Почему? (Смягчает буква «И»)

Андрей читай четвертое донесение.

АЗА-ОЗО-УЗУ

Молодцы, настоящие разведчики.

Подбор слов с заданным звуком.

Настала пора познакомить Зайчонка с волшебной ручкой. Ручка тоже придумала слова со звуками «З» и «З’» Послушайте их. Какие слова назвала волшебная ручка.

Физкультурная минутка.

Поиграем в игру «Пожалуйста» Правила игры вам знакомы.

Р абота над звуков ым анализ ом слов .

Продолжаем играть. Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Поиграем в игру «Выбери домик» Картинки, в названии которых слышим звук «З», поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук «З’», поселим в зеленый домик.

(Дети распределяют картинки)

Работа с графическим образом звуков .

На письме звуки «З» и «З’» записываются буквой «З»

На что похожа буква «З»? (На цифру 3)

Буква «З» как цифра 3

Поскорее посмотри.

Букву «З» можно не только написать. Её можно выложить из палочек, ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из звездочек. Возьмите пластилиновые крышечки и выложите на них букву «З».

Работа над профилактикой оптической дисграфии .

Откройте тетради. Поиграем в игру «Помоги зайчонку найти буквы З»

Перед вами буквы. Соедините с зайчонком написанные буквы З. Сколько букв вы нашли? Кто оказался самым внимательным, не пропустил ни одной буквы.

Логопед: Ну, что Зайчонок, тебе понравилось на нашем занятии.

Зайчонок. Как у вас интересно. Я тоже согласен учиться грамоте.

Логопед: Давайте напомним Зайчонку, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Кто самый внимательный», «Выбери домик», «Подбери слово», «Ловишки»)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Вам понравилось занятие? Вы порадовали своими знаниями не только Зайчонка, но и меня и наших гостей. Молодцы.

Похожие статьи

  • Прогресс и регресс россии

    Прогресс (от латинского движение вперёд) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных...

  • Что такое жизненный опыт

    Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять...

  • Молитва для защиты от нечистой силы

    1. Отче Наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и...

  • Икона божией матери «чимеевская Чимеевская божья матушка

    КАЗАНСКАЯ ЧИМЕЕВСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Главная святыня Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря в селе Чимеево Белозерского района Курганской области. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую...

  • Что такое лента времени по истории 5

    Включить эффекты 1 из 15 Отключить эффекты Смотреть похожие Код для вставки ВКонтакте Одноклассники Телеграм Рецензии Добавить свою рецензию Зарегистрируйтесь , чтобы добавить рецензию. Слайд 1 Лента времени (фр

  • Введение в историю - хронология и лента времени

    function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox...