Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза. Бедная "бедная лиза" Оно было каким-то особенным

Моя собеседница - научный руководитель Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Ивановна Михайлова.

Что вам ближе всего у Карамзина?

Наталья Михайлова: Может, это покажется странным, но я очень люблю "Бедную Лизу". Это прекрасная проза. Хорошо помню свое первое, еще школьное, впечатление от этой повести.

Именно "Бедной Лизе", а не карамзинской "Истории государства Российского" вы посвятили открывшуюся не так давно выставку...

Наталья Михайлова: Мы вовсе не противопоставляем эти два шедевра. Просто "Бедной Лизе" в этом году - 225 лет. Ее выход в свет принес 25-летнему Карамзину первый большой успех. И что еще важно: "Бедная Лиза" - это ведь тоже история, тоже осознание самих себя, своей души, только не через историю государства, а через личную трагедию. Не случайно же "Бедная Лиза" остается в нашем круге чтения и в ХХI веке.

Неужели вы надеетесь, что "Бедная Лиза" тронет современную девушку?

Наталья Михайлова: Я думаю, что если ей что-то объяснить, то непременно тронет. Вот для этого и нужны исследователи...

И что бы вы сказали девочке, которая думает, читать ей "Бедную Лизу" или зависнуть в социальных сетях?

Наталья Михайлова: Милое дитя! - сказала бы я. - Больше двух веков назад произошла эта история. Произошла она в Москве, близ Симонова монастыря. Его башни ты обязательно заметишь, если приедешь в столицу и выйдешь на станции метро "Автозаводская"...

А на башне увидишь памятную табличку "Близ этих стен жила бедная Лиза, героиня повести Карамзина"...

Наталья Михайлова: Такой таблички на Симоновом монастыре мы не найдем. И не знаю, нужна ли она. А вот скульптурную группу я бы поставила. Чтобы вновь у Симонова монастыря можно было увидеть Лизу и Эраста. К ним бы приходили влюбленные. Вспоминаю мультфильм "Бедная Лиза", снятый еще в 1978 году, там музыка Алексея Рыбникова и невероятно выразительные куклы Нины Виноградовой. А поставила фильм режиссер Идея Николаевна Гаранина. Там нет ни одного слова, но, на мой взгляд, это одна из самых выдающихся экранизаций литературного произведения.

Вернемся к башням Симонова монастыря и девочке, которая думает, читать или не читать "Бедную Лизу"...

Наталья Михайлова: Что ж, продолжу разговор с моей воображаемой собеседницей... А между тем, милое дитя, близ этих башен Симонова монастыря в конце восемнадцатого века часто можно было увидеть писателя Николая Михайловича Карамзина. Он сочинял стихи, повести, а потом стал историографом и написал "Историю государства Российского". А к Симонову монастырю он переплывал с друзьями на лодке через Москву-реку. Они проводили здесь целые дни. Был поблизости и пруд, рядом с которым жила девушка Лиза. Жаль, пруда этого давно нет, и мы даже точно не знаем, где он был. Чтобы понять весь драматизм сюжета "Бедной Лизы", важно знать, что в ту пору были крепостные крестьяне и дворяне. Между ними была пропасть, и вот два человека, которых эта огромная пропасть разделяла - девушка-крестьянка и юноша-дворянин, - они полюбили друг друга. А что было дальше - прочти, пожалуйста, сама. Ведь пересказать гениальное произведение невозможно. "Бедная Лиза" поможет тебе иначе взглянуть на людей вокруг себя. А еще я бы пригласила тебя на выставку "Лиза и ландыши", которая проходит в нашем музее. Там ты увидишь и тот анимационный фильм, о котором я рассказывала, и первое издание "Бедной Лизы"...

Оно было каким-то особенным?

Наталья Михайлова: Да, это в чем-то таинственное издание, и оно больше никогда не воспроизводилось. Изучая его, можно сделать любопытные находки. Одна такая находка связана с поэтом Василием Львовичем Пушкиным - дядей Александра Сергеевича.

В 1818 году Василий Львович пишет Вяземскому: "Мы ездили в Симонов монастырь, были у всенощной, гуляли по берегу Москвы-реки, видели пруд, где Бедная Лиза кончила жизнь свою, и я нашел собственной руки моей надпись, которую я начертил лет двадцать, а может, и более назад: Non la conobbe il mondo mentre l ebbe; Conobbil io, ch a pianger qui rimasi".

"Лет двадцать, а может, и более назад" - это как раз то время, когда после публикации повести Карамзина в "Московском журнале" многие москвичи ездили на место действия "Бедной Лизы". Тогда Василий Львович и оставил две строки на березе, вырезав на коре строки из Петрарки, из 338-го сонета "На смерть Мадонны Лауры". В переводе они звучат так: "Ее не знал мир, пока имел ее; Я знал ее, а теперь мне осталось только оплакивать".

В 1796 году, когда вышло первое отдельное издание "Бедной Лизы", оно сопровождалось гравюрой, изображающей и Симонов монастырь, и пруд, и там же воспроизведены некоторые надписи на березах. Одна из них, та самая строчка из Петрарки, стала эпиграфом к повести!

Интересно, ведал ли Карамзин, что эту надпись вырезал на дереве именно Василий Львович?

Наталья Михайлова: Пока я не могу это утверждать. Как неизвестно, знал ли Василий Львович о том, что цитата из Петрарки перекочевала с березы в "Бедную Лизу" с его легкой руки. И все-таки главное нам уже открылось: своей надписью из Петрарки, вырезанной на березе, Василий Львович Пушкин включил "Бедную Лизу" в контекст мировой культуры, ведь две строки из Петрарки являются и эпиграфом к роману Жан Жака Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". И теперь встают в один ряд: Петрарка, Руссо и Карамзин. На мой взгляд, это очень интересно...

И мне интересно, но как сделать так, чтобы все это было интересно и тем ребятам, которые проходят "Бедную Лизу" в девятом классе?

Наталья Михайлова: Здесь велика роль историков литературы. Они должны писать не только для своих собратьев по научному цеху, но и для современного читателя. И многое зависит от учителя.

Разговоры на уроках о чувствах, похоже, остались в 1970-х. Учитель так перегружен отчетностью, что у него просто не остается времени на то, чтобы выслушать ребят, поспорить с ними или вместе отправиться на поиски Лизиного пруда...

Наталья Михайлова: Эта система директивно заданных рамок абсолютно губительна именно для преподавания литературы. Если нет радости, то остается один прагматизм: "Зачем мы пойдем в музей, если это не поможет нам сдать ЕГЭ? А зачем я буду читать книгу?.." В результате мы получаем поколения, которые не могут высказать свою мысль ни письменно, ни устно.

Чувствительность сегодня понимается как слабость.

Наталья Михайлова: Чувствительность в эпоху Карамзина и Пушкина - это способность к высоким чувствам, нежность в любви, верность в дружбе, отзывчивость на чужое горе, это восприимчивость к оттенкам чувств, к сложности человеческих отношений...

Продолжение Карамзинских бесед читайте в одном из ближайших номеров "РГ-Недели"

Из досье "РГ"

Наталья Ивановна Михайлова - научный руководитель Государственного музея А.С. Пушкина, доктор филологических наук, академик РАО, лауреат Государственной премии, руководитель издательского проекта "Онегинская энциклопедия", лауреат премии журнала "Наше наследие" им. А. Блока. Автор многих книг, а также пушкинских экспозиций и выставок.

Государственный музей А.С. Пушкина расположен в Москве по адресу: Пречистенка, 12/2. Проезд до станции "Кропоткинская". Музей открыт с 11.00 до 19.00, по четвергам с 12.00 до 21.00. Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно. Выходной день: понедельник. Выставка "Лиза и ландыши" будет открыта до конца сентября.

Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

Литературное направление

Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

Жанр

«Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

Проблематика

Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

Главные герои

Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

Сюжет и композиция

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни! (прогулки по Москве)

«За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался... на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы."
Историк М.Н. Тихомиров

Улица Восточная, 4... официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы - Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского - игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом - проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада - участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски (в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

(реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г)

Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала - кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название - Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

Башня «Дуло». 1640-е гг.

Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

Царские врата из Симонова монастыря.
Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом - часы, на пятом - выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался - Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь - шла русско-турецкая война.

Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) - князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

Надгробие над могилами Веневитиновых

Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…


А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
- Крепостные стены (три прясла);
- Солевая башня (угловая, юго-восточная);
- Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
- "Дуло" (угловая, юго-западная башня);
- "Водяные" ворота (1/2 XVII в.);
- "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
- "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
- "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
- Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
- Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

Современные фотографии состояния монастыря

Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями...

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим ».

"Лизин пруд"

В своей повести "Бедная Лиза" Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную - размерами и вкусом - рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля... Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански - богопротивным самоубийством, и москвичи - при всей их богомольности - сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, и вам тут много места.

В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция "Лизино".

Вид на Тюфелеву рощу и Симонов монастырь

Наряду с прудом, столь же популярным местом паломничества стала и Тюфелева роща. Светские дамы каждую весну специально ездили сюда собирать ландыши, точно так, как это делала героиня их любимой повести.

Тюфелева роща исчезла в начале ХХ века. Однако, вопреки существующему мнению, истребили ее вовсе не большевики, а представители прогрессивной русской буржуазии. 2 августа 1916 года здесь прошла церемония торжественной закладки первого в России автомобильного завода. Предприятие под названием Автомобильное московское общество (АМО) принадлежал торговому дому «Кузнецов, Рябушинские и К». Однако Октябрьская революция не дала осуществиться планам предпринимателей. В августе 1918 года еще недостроенный завод был национализирован, а 1 ноября 1924 года здесь из итальянских деталей был собран первый советский грузовик - «АМО-Ф-15».

Романтические прогулки по Симонову монастырю сблизили двух людей - Дмитрия Веневитинова и Зинаиду Волконскую.

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил В.Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

П.Ф.Соколов Портрет Д.В.Веневитинова. 1827

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста.

З.Волконская

Пришело время, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти.

К моему перстню

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла…
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье, -
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с моей руки холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
И просьба будет не бесплодна:
Он подтвердит обет мне свой
Словами клятвы роковой.
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нем тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

Когда были написаны эти стихи, Веневитинову оставалось жить считанные дни. В начале марта 1827 года он танцевал на балу, а после, разгоряченный, перебежал через двор к себе во флигель в едва накинутой шинели. Простуда оказалась смертельной. 15 марта Веневитинова не стало. В минуту агонии его друг, Федор Хомяков, брат поэта Алексея Хомякова, надел перстень на палец умирающего.

В январе 1930 года, Симонов монастырь, в котором похоронили Веневитинова, был взорван, чтобы на освободившемся месте построить Дворец культуры. На 22 июля назначили эксгумацию останков поэта. "Череп Веневитинова, - записала М.Ю. Барановская, сотрудница Исторического музея, - удивил антропологов своим сильным развитием. Поразила музыкальность пальцев. С безымянного пальца правой руки был снят бронзовый перстень, принадлежавший поэту". Перстень Веневитинова передали в Литературный музей.

Дом культуры ЗИЛ

Симонову монастырю скоро исполняется 630 лет. Первые реставрационные работы начались здесь лишь в 50-е годы XX века. В 80-е шла реставрация Солевой башни и южной стены, тогда же была восстановлена часть восточной стены.

29 мая 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание в Симоновом прихода для верующих с дефектами слуха. 31 декабря того же года здесь была зарегистрирована община глухих храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Монастыря, который лежал в те годы в самом сердце столицы в руинах.

Храм Тихвинской иконы Божией матери

Год 1994-й стал для Симонова поворотным в истории святой обители - правительство Москвы выделило в безвозмездное пользование Московской Патриархии теперь уже весь комплекс сохранившихся зданий Симонова монастыря.

При общине глухих и слабослышащих задумано создать ступенчатую систему воспитания и обучения неслышащих: детский сад - школа - училище. Планируется организовать и дом для людей пожилых и немощных. Для всего это сейчас готовятся кадры в Свято-Димитровском училище сестёр милосердия.

«Борис Годунов Карамзин» - Н.М.Карамзин «История государства Российского» (1803 – 1826 гг.). История России. Во внешней политике Борис Годунов проявил себя как талантливый дипломат». «Царствование Бориса Годунова ознаменовалось начавшимся сближением России и Запада. Школьная энциклопедия «Руссика». Авторы: Иванова Катя и Гордеева Алена.

«Николай Карамзин» - Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки. Александр Семенович Шишков Общество «Беседа любителей российского слова». Николай Михайлович Карамзин. В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина - “Деревянная нога”. Отец – отставной капитан. (1766-1826) подготовила учитель русского языка и литературы Тараканова Н.Г. МОУ СОШ №8 г.Кстово.

«Сентиментализм Карамзин» - Влияние кружка продолжалось 4 года (1785 - 88). Биография Н.М. Карамзина. Кто мог любить так странно, Как я любил тебя? Содержание. Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя! Сентиментализм как литературное направление. И не знатному вельможе, не государственному деятелю или полководству, а литератору – Н.М.Карамзин.

«Карамзин Николай Михайлович» - Н.М.Карамзин. Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки. В 1845 году в Симбирске был установлен памятник Николаю Михайловичу. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского». Отец – отставной капитан. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Родился 1 декабря близ Симбирска.

«Карамзин Бедная Лиза» - Обманутое доверие. Трудолюбивая. Ах!...». Повесть написана в 1792 году. Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? Главные вопросы повести. Радостная душа. Любезная. Робкая. Легкомыслие Эраста. Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза». Измена Эраста. Причины самоубийства Лизы.

«Бедная Лиза» - Светское воспитание Московский пансион. Военная служба, Преображенский полк. «… И крестьянки любить умеют!». Бедная Лиза. Эпиграф к уроку: Идиллия. Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк. А.Н. Радищев Н.М.Карамзин «Путешествие из «Бедная Лиза» Петербурга в Москву» (гл. «Едрово»). Путешествие по Европе- 1789 -1790 г.

Всего в теме 8 презентаций

Самое старое московское здание сохранилось довольно далеко от исторического центра — трапезная в ансамбле Симонова монастыря стоит неподалёку от станции метро «Автозаводская» и редко привлекает туристов. Тем не менее поросшая бурьяном территория в кольце заводских зданий остаётся одним из самых ценных городских архитектурных памятников.

Монгольское иго

На своём нынешнем месте, в четвёртых домах по Восточной улице, Симонов монастырь оказался в 1379 году. Сама обитель была основана на девять лет раньше святителем Фёдором Симоновским , учеником преподобного Сергия Радонежского . Самое первое строение комплекса — храм Рождества Пресвятой Богородицы — находится буквально в 300 метрах от основного комплекса, в четвёртом доме по Восточной улице. В советское время храм окружили ныне заброшенные цеха завода «Динамо» — попасть внутрь можно лишь по узкому проходу от стены основного комплекса.

Первым на новой территории заложили соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы , которую удалось закончить только к 1405 году, ставшую главной местной достопримечательностью. Между этими событиями Симонов монастырь обрёл свою главную реликвию — Тихвинскую икону Божьей Матери , которой, по преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сам монастырь тоже навсегда остался связан с историческим событием: здесь же хоронили двух троицких иноков-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю , которые впоследствии были причислены к лику святых. В 1591 году монастырь снова поучаствовал в военной истории, отразив нападение крымского хана Газы Гирея — в память о событии до начала XX века в обители существовала небольшая надвратная церковь, ещё раз местные иноки взялись за оружие во время польско-литовской кампании в XVII веке.

Перестройка

Следующей по очерёдности постройкой стала монастырская стена . Во второй половине XVI века её возвёл автор стен Белого города Фёдор Конь . Но в 1630 году изрядно пострадавшее в Смутные времена сооружение пришлось переделать. Окружность монастыря составила 825 метров, а высота башен достигла 7. Первоначально вышек было 12, но до сегодняшнего дня сохранились только три: ближе всего к набережной стоит башня Дуло, в середине Кузнечная, крайняя справа — Солевая. Непосредственно под сводами Кузнечной стоит здание старой трапезной палаты: её построили в 1485 году и так и не переделывали. Совсем рядом, чуть ближе к башне Дуло, стоит сохранившееся «сушило»: трёхэтажное просторное здание, служившее для сушки продуктов и хранения запасов, возведённое вместе с монашеской столовой.

Главное сохранившееся здание в комплексе — храм Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной — появилось последним, в 1677 году. Церковь строили дважды: первый вариант сооружения авторства Парфёна Потапова был жёстко раскритикован заказчиками — слишком напоминал старомосковские храмы, переделал работу под господствующее «классическое барокко» более известный зодчий Осип Старцев . Через три года в 1680 году с запада к трапезной пристроили жилые палаты для царя Фёдора Алексеевича , любившего проводить время в Симонове. Тогда же поставили неприметное здание в углу — казначейские кельи.

Эпоха застоя

Напротив храма Рождества, на современной автостоянке между зданиями 4 и 17 по улице Мастеркова, первые монастырские иноки вместе с Сергием Радонежским, по преданию, вырыли пруд для собственных нужд. Жители обители пользовались местной водой и разводили здесь рыбу вплоть до XIX века, когда землю вокруг начали сдавать крестьянам. Четыре века подряд водоём по привычке называли Сергиевским, но запомнился москвичам он в свете совсем другой истории.

Пруд прославила вышедшая в 1792 году повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» . «В часы досуга написав сказочку, он всю столицу обратил к окрестностям Симонова монастыря. Все тогдашние светские люди пошли искать Лизиной могилы», — пишет в своих воспоминаниях один из почитателей Карамзина Николай Иванчин-Писарев . Тёмный пруд у дороги москвичи опознали быстро. Все окрестные деревья быстро оказались исписаны посланиями: «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь девушки в пруду, всем будет место!».

Постепенно повесть забылась, и пруд пришёл в запустение: в воду сливали нечистоты жители окрестных домов. Зато народное название сохранилось: на официальном плане города 1915 года отмечен Лизин пруд, Лизина слободка, Лизина площадь и железнодорожная станция «Лизино». Городскую топонимику изменило принятое в 1930 году решение районного совета о засыпке пруда. Водоём был ликвидирован в 1932 году, а все прижившиеся названия изменились.

Смутное время

Первый раз на 20 лет монастырь закрыли при Екатерине II : в свете разросшейся эпидемии чумы в 1771 в здании сделали изолятор для больных, а всю ныне заводскую территорию сделали кладбищем. Религиозный статус обитель вернула себе в 1795 году по обращению графа Алексея Мусина-Пушкина.

В 1920 году монастырь упразднила уже советская власть. Но службы здесь велись ещё 10 лет по договорённости с директором созданного в Симонове музея Василием Троицким. Одновременно архитектор Сергей Родионов провёл реконструкцию монастырского комплекса.

К 1930 году городская комиссия решила, что отреставрированные древние сооружения монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но главный собор и стены больше не нужны — их место потребовалось под строительство Дома культуры ЗИЛ. «Одновременно было решено приспособить под культурное учреждение трапезную монастыря, отстаиваемую Главнаукой. В ночь на 21 января, в шестую годовщину смерти В. И. Ленина , собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. Для разборки кирпича через несколько дней после взрыва был организован субботник, в котором приняли участие 8 тысяч рабочих. За день участниками субботника было уложено в штабеля 35 тысяч кирпичей. Свыше 200 тысяч кирпичей было увезено на склады. По окончании субботника состоялся митинг», — писал в феврале 1930-го года журнал «Огонёк». В числе потерь оказался Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, Сторожевая и Тайницкая башни, а вместе с кирпичами местным рабочим удалось вывезти и всё церковное имущество. В 1991 году Симонов монастырь получила община глухих и слабослышащих, а в 1995 году постройка вернулась церкви.

Похожие статьи

  • Прогресс и регресс россии

    Прогресс (от латинского движение вперёд) - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных...

  • Что такое жизненный опыт

    Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять...

  • Молитва для защиты от нечистой силы

    1. Отче Наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и...

  • Икона божией матери «чимеевская Чимеевская божья матушка

    КАЗАНСКАЯ ЧИМЕЕВСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Главная святыня Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря в селе Чимеево Белозерского района Курганской области. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую...

  • Что такое лента времени по истории 5

    Включить эффекты 1 из 15 Отключить эффекты Смотреть похожие Код для вставки ВКонтакте Одноклассники Телеграм Рецензии Добавить свою рецензию Зарегистрируйтесь , чтобы добавить рецензию. Слайд 1 Лента времени (фр

  • Введение в историю - хронология и лента времени

    function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox...