Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Домашние животные

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Познакомить детей с рассказом.
  • Формировать понятие о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
  • Закрепить навык развернутого связного высказывания.
  • Развивать внимание, диалогическую речь, эмоций, выразительности речи, памяти, воображение, нравственных представлений, фонематический слух, ритмику движений.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания герою рассказа, выдержку, умение слушать и слышать речь логопеда и детей.
  • Активизация словаря: речецветик, правильная речь, красный, синий, желтый, оранжевый, слово, звук, внятно, выговаривать, секрет, стебель, лист, лепесток.

Методические приемы:

  • Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
  • Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
  • Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,
  • Практические: упражнения, vатериал, оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.

Ход занятия

Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка.

Физминутка:

Давайте ребятки вместе с вами повторим слова песенки и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".

Я буду разговаривать и буду выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая игра "Собери цветок". Какого цвета твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:

Давайте с вами вспомним сказку.

О ком говорится в сказке?

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Что случилось с девочкой?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

А вы хотите узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам стебелек от волшебного цветка. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Цветок называется Речецветик. Сегодня мы получаем первый лепесток. Что на нем нарисовано? (Ухо) Правильно.

Открывает нам Речецветик первый секрет:

Слушаем внимательно логопеда и воспитателя.

Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить.

Повторим хором секрет.

Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет лепесток). А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе Тема: В гостях у игрушек

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.

Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Воспитывать желание говорить правильно, красиво. Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька. Методические приемы:

Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".

Словесные: вопросы, указания. Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")

- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).

Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

О мяче, грузовике и т.д.

Скажите, как можно назвать их одним словом?

Игрушки.

Правильно.

Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.

Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.

Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)

- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки "му-му")

- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в "Самолет".

(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?

Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".

Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

Да, знаем.

Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)

Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

Самолет!

Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)

- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?

Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе

Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.

Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.

Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен. Материал, оборудование.

Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.

Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК. Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.

Ход занятия

В гости к нам сегодня колобок пришел. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
В печку сажен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.

Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.

(Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки)

- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").

Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.

Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").

- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.

Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.

Давайте повторим хором и постараемся запомнить.

(Дети повторяют, логопед пристегивает лепесток к Речецветику) Конспект пальчиковой гимнастики в средней логопедической группе Тема: "Домашние птицы"

Программное содержание:

  • Закрепить название домашних и перелетных птиц (гусь, курица, петух ласточка), отличительные особенности их внешнего вида; тексты стихов, закрепить в речи произношение звуков -к-, -г-.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать темп и ритм речи и движений рук, слуховое внимание и восприятие, память, воображение.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру.

Предварительная работа:

  • Изучение темы "Домашние животные", разучивание пальчиковых игр. Материал и оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации (гусь, курица, петух, ласточка), цветок Речецветик.

Ход гимнастики.

Логопед достает из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.

Ребята, Фея нам прислала новый лепесток с секретом правильной речи. Что на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:

Пальчиками мы играем,
И массаж мы получаем.

Дети хором повторяют, а логопед прикрепляет лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.

Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)

Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой изображаем гуся).

Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)

У Маши славный жил петух. (правой рукой изображаем петуха)

Он повторял все песни вслух (левой рукой изображаем петуха)

Логопед выставляет картинку с изображением петуха

У Маши курочка жила (правой рукой изображаем "курочку")

Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")

Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)

Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)

Хлопнул один по другому слегка (медленно стукнуть кулачками друг о друга)
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки)
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать в ладоши)
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками друг о друга до чего стараются в среднем темпе
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем темпе)
так и рассыпаются
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками друг о друга громко хлопать стали. быстро)
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже не отстали)

Анализ занятия.

Молодцы. Давайте еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем

Сегодня послушные пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались...

Тема: В королевстве Феи Правильной речи.

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.

Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю неделю собирали к нему лепестки, чтобы узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.

Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты.

Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:

  • Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
  • Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
  • Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
  • Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
  • Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
  • Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем. Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А теперь давайте все вместе споем песенку:

Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать по слогам), чтоб было всем понятно (протопать по слогам).

Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.

Логопед: Спасибо тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться в группу. Мы постараемся научиться правильно разговаривать, чтобы попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея!

Елена Данилина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада №69 «Ладушки» , воспитатель : Данилина Е. Е.

Тема : Звуковая культура речи (звук /ж/)

Программное содержание :

1. Упражнять детей в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах.

2. Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;

3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи .

4. Расширять и систематизировать словарный запас детей.

5. Учить различать на слух слова с определенным звуком.

6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

7. Развивать тонкую моторику и кинетические навыки;

8. Способствовать развитию координации речи с движением ;

Оборудование : картинки : баклажан, еж, лягушка, жираф, кошка, морж, лошадь, мышь; кружки синие и зеленые; два домика; игрушки змеи, жука и кошки.

Ход образовательной деятельности

1. Воспитатель подходит к детям, в руках у него красивая корзинка и предлагает отгадать загадки.

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из корзины змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея) .

А теперь отгадайте другую загадку :

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из корзины жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие : поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук) .

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Молодцы. Давайте присядем на стулья и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый) .

Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове : (жаба, груша, жало, мышь)

2. Пальчиковая игра «Машина» .

БИ-БИ-БИ – гудит машина. (Ладонью стучим по левому кулачку)

ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит. (Стучим кулачком о кулачок)

ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (Рулим руками)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга)

ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.

Быстро крутятся колёса, (Делаем вертушку)

ТА-ТА-ТА вперёд спешат!

3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным» .

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.

Слова : машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки , имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки , поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик» .

У меня в руках картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, возьмет картинку, покажет всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети) .

6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите?

Отгадайте сначала загадку :

Он – весёлый, как ребёнок.

Серый, ласковый… (котёнок) .

Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка)

Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул) . Где находится кошка? (на стуле) . А сейчас? (правильно, под стулом) . А теперь? (за стулом) . Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом) .

Скороговорка : «Слишком много ножек у сороконожек» .

Итог : Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии ?

Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее.

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Программное содержание: Побуждать детей к составлению коротких рассказов по описанию набора игрушек. Закрепить умения согласовать существительные.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мишкины рассказы» ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИГРЫ «МИШКИНЫ РАССКАЗЫ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ..

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема занятия: «Развитие фонематического внимания и восприятие на неречевых звуках». Подготовила воспитатель СП ДО1 д/с 1070 Городничева.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель. Ознакомление.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Домашние животные» Тема: Рассматривание картинок утки, курицы. Чтение «Утёнок и цыплёнок» В. Сутеева. Цели: 1. Уточнение и расширение словаря о домашних птицах,.

Наталья Безродная
Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема : «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы» .

Программное содержание :

Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

Употреблять в речи названия предметов , их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,"продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением : игрушки.

- Развивать мышление , воображение, наблюдательность, зрительную память.

Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Методические приемы :

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец

воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Словарная работа :

А) обогащение : мягкая игрушка, плюшевая;

Б) активизация - слова - определения : резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия : скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материал :

сундучок, игрушки для описания : машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами» .

Предварительная работа :

рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки . Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) .

В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас) .

Достаю сундучок из-за стола.

В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим : «Мишка, а почему гости спрятались?» .

В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки :

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч) .

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина) .

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла) .

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида) .

В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка) .

В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки) .

В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?

В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме) .

В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .

В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .

В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .

В.: У игрушек есть части, например : у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В.: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал) . Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .

Из железа? (Железные) .

Из дерева? (Деревянные) .

Из меха? (Меховые) . Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем : плюшевые.

В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку : цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В.: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка) .

В.: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка) .

В.: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

В.: Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .

В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами) .

В.: Что находится сзади куклы? (Машина) .

В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка) .

В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место) .

В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.» .

В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось .

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: Мультимедиапроектор, компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент . Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост)

3. Беседа. - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Слайд программа.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки. -Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Алиса, расскажи, с чего начинается сказка.

Правильно, а Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Ирина.

Аня, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Чем же, Лера, заканчивается сказка?

Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

8. Подведение итогов.

Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Марина Николаевна Иванова
Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему «Мебель»

Цели и задачи :

1. Учить описывать предметы мебели ;

2. Активизировать словарь (стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло, спать, отдыхать, лежать, сидеть)

3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных во множественном числе, прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов)

4. Развитие внимания , памяти, мышления.

Оборудование :

Игрушки : Чебурашка, предметные и разрезные картинки «Мебель » , игрушечная мебель .

Организационный момент.

1. Организационный момент.

В группу въезжает игрушечный грузовик с большим мешком. В кузове сидит Чебурашка. Он рад, что ему дали новую квартиру и просит ребят помочь ему выбрать нужную мебель .

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди подходят к столу, вытаскивают предметы мебели и описывают ее по наводящим вопросам :

Что это?

Из чего состоит?

Какого цвета?

Из чего он сделан?

Для чего нужен этот предмет?

Где его можно поставить?

Описывают стол, стул, диван, шкаф, кровать, комод.

2. Игра «Что изменилось»

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет. Дети открывают глаза и должны назвать. Что изменилось на столе.

3. Физминутка :

Вот Кирюшина кроватка (развести руки в стороны )

Чтобы спал Кирюша сладко (присесть, ладошки под щечки)

Чтоб во сне он подрастал (медленно поднимаются)

Чтоб скорей большим он стал (встают на носочки, руки тянут вверх)

4. Игра «Один - много» с мячом.

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя предмет мебели в единственном числе, ребенок ловит мяч и бросает воспитателю, называя этот предмет во множественном числе.

Стол - столы

Шкаф - шкафы

Стул - стулья

Диван - диваны

Кресло - кресла

Кровать – кровати

5. Игра «Скажи ласково» . Воспитатель. Давайте назовем ласково большой стул и маленький стульчик.

Большой диван и маленький (диванчик)

Большой шкаф и маленький (шкафчик)

Большой стол и маленький (столик)

Большая кровать и маленькая (кроватка)

Большой табурет и маленькая (табуретка)

6. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире »

Раз, два, три, четыре – много мебели в квартире

(сжимать и разжимать кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку (загибаем пальчик)

А в буфет поставим чашку (загибаем пальчик)

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле (загибаем пальчик)

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали (загибаем пальчик)

А потом мы с котом посидели за столом (загибаем пальчик)

Чай с вареньем дружно пили (хлопать в ладоши)

Много мебели в квартире (развести руки в стороны )

7. Игра «Что лишнее»

Дети подходят к столам, на которых лежат наборы картинок, нужно найти и убрать лишнюю картинку.

8. Оборудование квартиры для Чебурашки.

Дети работают по трое. Каждой группе дается задание обставить игрушечной мебелью кухню , гостиную, спальню Чебурашке. Затем каждая группа показывает Чебурашке комнату и описывают мебель .

Чебурашка благодарит детей за помощь и приглашает на новоселье.

Воспитатель. О чем мы сегодня говорили? Для чего нам нужна

мебель ? Чтобы мебель нам служила долго , как надо относиться к ней? (беречь) .

Публикации по теме:

Конспект Нод конструирование мебели из коробков с использованием «Экрана выбора» в средней группе на тему: «Мебель» Цель: Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по познавательной деятельности и развитию речи в средней группе. Воропаева Маргарита Сергеевна. Цель: Формировать представления.

Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему «День Победы». Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного.

Занятие по развитию речи на тему «Весна. Признаки весны.» в средней группе. Цель: Обобщить представления детей о весне. Дать представление.

Мебель. Конспект занятия по развитию речи в пункте коррекционно-педагогической помощи для детей 5-6 лет с НВОНР. Программные задачи: 1. Формировать.

Похожие статьи

  • Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

    За счет увеличения амортизационных отчислений — достаточно рискованный и трудоемкий способ налоговой оптимизации. В то же время практика показывает, что многим удается увеличить сумму амортизационных отчислений (либо снизить первоначальную...

  • Срок перечисления ндфл с отпускных

    Суммы отпускных нужно отражать в форме 6-НДФЛ за тот период, в котором они выплачены работникам. Обратите внимание: начисленные, но не выплаченные отпускные не включаются в расчет по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС РФ от 01.08.2016 №...

  • Кому на самом деле принадлежит Совхоз им

    Появился ещё один кандидат на пост президента России - честолюбивый бизнесмен, правдоруб Павел Грудинин, глава подмосковного совхоза имени Ленина. Его выдвинула КПРФ вместо постоянного участника президентских гонок и главы партии Геннадия...

  • Проблема мирного освоения космоса Освоение космоса глобальная проблема пути решения

    Злободневность постановки этой проблемы достаточно очевидна. Полеты человека на околоземных орбитах помогли нам составить истинную картину поверхности Земли, многих планет, земной тверди и океанских просторов. Они дали новое представление...

  • Презентация на тему "история возникновения обыкновенных дробей"

    История возникновения обыкновенных дробей Ученица 10-1 класса ГБОУ СОШ №593 Санкт-Петербург Филипенкова АлександраСистема дробей в Древнем Египте Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в...

  • Женщина-Близнец и мужчина-Скорпион: что ждет этот союз?

    Общая совместимость в различных жизненных сферах пары Близнецы и Скорпион плохая. Представители этих знаков очень разные по своим природным характерам. Но при определенных обстоятельствах между партнерами могут возникнуть крепкие союзы....