Гл 7 правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Новые правила перевозки грузов

С огласно статистическим данным перевозка более половины всех грузов на территории РФ осуществляется автомобильным транспортом. Однако правовое регулирование грузового автотранспортного сообщения в нашей стране до недавнего времени оставляло желать лучшего, поскольку утвержденные много лет назад нормативные акты оказались малоэффективными в современных реалиях. И вот наконец-то Правительство РФ утвердило новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Рассмотрим, каким образом теперь будут складываться отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и другими участниками процесса транспортировки.

25 июля 2011 года вступила в силу основная часть Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Ранее вопросы перевозки грузов автотранспортом регулировались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР в далеком 1971 г. (точнее - 30.07.1971), а также приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Старые правила базировались на нормах, установленных Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утратившим свою силу в 2009 г. После принятия нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007) старые Правила на территории России применялись в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ и новому Уставу. То есть, по существу, до принятия новых Правил.

Теперь же порядок перевозки различных видов грузов автотранспортом, а также обеспечения сохранности грузов и транспорта установлен. В частности, урегулирована процедура заключения договоров перевозки груза и фрахтования транспорта, установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты машин. Также указаны сроки, в течение которых груз должен быть доставлен в место назначения, порядок составления актов и предъявления претензий перевозчику.

Рассмотрим более подробно, как регулируют эти и некоторые другие вопросы новые Правила.

Важные параметры

Правила, вступившие в силу с 25 июля 2011 года, устанавливают новые предельно допустимые параметры автомобилей, перевозящих грузы. Речь идет о габаритах, массе транспортных средств, а также об их осевых нагрузках.

Предельно допустимые габариты должны соответствовать следующим цифрам (указанные параметры включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеры):

  1. по длине:
    • одиночное транспортное средство - 12 метров;
    • прицеп - 12 метров;
    • автопоезд - 20 метров;
  2. по ширине:
    • все транспортные средства - 2,55 метра;
    • изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра;
  3. по высоте: все транспортные средства - 4 метра.

Предельно допустимые массы транспортных средств таковы:

  1. для автомобилей:
    • двухосных - 18 тонн;
    • трехосных - 25 тонн;
    • четырехосных - 32 тонны;
  2. для автопоездов:
    • трехосных - 28 тонн;
    • четырехосных - 36 тонн;
    • пятиосных и более - 40 тонн.

Договор перевозки

Как известно, перевозка груза осуществляется на основании договора. Новые Правила устанавливают определенные требования к порядку действий при его заключении и исполнении.

Договор заключают посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя (п. 6 Правил).

Последовательность действий при этом следующая: грузоотправитель подает перевозчику заказ (заявку), оформленный в свободной письменной форме. Перевозчик обязан рассмотреть поданный документ и в срок до трех календарных дней с момента его получения сообщить грузоотправителю о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки).

В случае отказа от принятия перевозчик должен вернуть грузоотправителю поданный им документ и письменно разъяснить причины отказа. Если же заказ (заявка) принят, то перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза.

К сведению

Свернуть Показать

До заключения договора грузоотправитель вправе потребовать, а перевозчик обязан представить ему документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы (п. 8 Правил).

После определения и согласования всех условий перевозки груза стороны подписывают договор.

Заключение договора подтверждает транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель (если иное не предусмотрено договором перевозки груза). Ее форма указана в приложении № 4 к Правилам.

Накладную, если другое стороны не предусмотрели в договоре перевозки груза, составляют на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Ее оформляют в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

К сведению

Свернуть Показать

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные автотранспортные средства необходимо составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых машин.

Составляя накладную, нужно по возможности заполнить все ее разделы. В случае же отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе транспортной накладной «Условия перевозки» подлежат применению условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в накладной подтверждается прочерком в соответствующей графе.

Транспортную накладную в обязательном порядке подписывает грузоотправитель и перевозчик. Ее заверяют печатями перевозчик и грузоотправитель.

Любые исправления в накладной заверяют подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

Договор фрахтования

В новых Правилах упоминается еще один договор, связанный с перевозкой грузов, - фрахтования транспортного средства. В старых Правилах, регулирующих перевозки грузов, такой договор не фигурировал.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

П. 1 ст. 787 ГК РФ

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В соответствии с новыми Правилами (п. 13) перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, а также перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Такой договор заключают в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства. При этом стороны могут установить иную форму договора, например, в виде отдельного соглашения.

Заказ-наряд составляют по унифицированному образцу, приведенному в Приложении № 5 к Правилам.

Инициатором заключения договора фрахтования транспорта для перевозки груза выступает фрахтователь. Он подает фрахтовщику заказ-наряд, в котором сам же заполняет следующие пункты:

  • «Фрахтователь»;
  • «Наименование груза»;
  • «Сопроводительные документы на груз»;
  • «Указания фрахтователя»;
  • «Маршрут и место подачи транспортного средства»;
  • «Сроки выполнения перевозки».

Фрахтовщик обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до трех календарных дней с момента его получения проинформировать фрахтователя о его принятии или об отказе в принятии. При отказе фрахтовщик обязан в письменном виде обосновать причины отказа и возвратить заказ-наряд фрахтователю.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия соглашения и заполняет следующие пункты заказа-наряда:

  • «Фрахтовщик»;
  • «Условия фрахтования»;
  • «Информация о принятии заказа-наряда к исполнению»;
  • «Транспортное средство»;
  • «Прочие условия»;
  • «Размер платы за пользование транспортным средством».

Если в заказе-наряде не будет всех или отдельных записей, касающихся условий фрахтования, сторонам придется руководствоваться нормами, предусмотренными Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в заказе-наряде подтверждается прочерком в соответствующей графе.

К сведению

Свернуть Показать

Если в процессе перевозки груза изменились условия фрахтования, фрахтовщик (водитель) обязан отразить это, сделав запись в графе «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда.

Заказ-наряд составляют в трех оригинальных экземплярах. Они должны быть подписаны фрахтователем и фрахтовщиком, а также скреплены их печатями. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий передаются фрахтовщику (водителю). Третий прилагают к счету за фрахтование и направляют фрахтователю (п. 18 Правил).

Если груз будут перевозить несколько различных транспортных средств, нужно составить такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Любые исправления в заказе-наряде необходимо заверить подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Отказ от исполнения договора

Новые Правила предусматривают ряд случаев, когда грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора (п. 29 Правил). Перечислим их:

  • перевозчик предоставил транспорт и (или) контейнер, не пригодный для перевозки соответствующего груза;
  • транспорт и контейнеры в пункт погрузки поданы с опозданием;
  • водитель не предъявил грузоотправителю (фрахтователю) документ, удостоверяющий личность, и путевой лист в пункте погрузки.

При этом пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие назначению, типу и грузо­подъемности, установленные договором (п. 23 Правил). Такие автомобили должны быть оснащены соответствующим оборудованием. Несоответствие транспортного средства одному из этих условий может служить основанием для отказа грузоотправителя или фрахтователя от договора. Более того, подача транспортного средства и контейнера, не пригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче.

Опозданием считается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в заказе (заявке) или заказе-наряде (п. 25 Правил). Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили иной срок.

Сроки доставки груза

Перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный договором. Однако стороны не всегда прописывают этот момент в соглашении. В таких случаях действуют следующие сроки доставки (п. 63 Правил):

  • в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
  • в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен в срок из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

О задержке доставки перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию (п. 64 Правил):

  • при перевозке в городском и пригородном сообщениях - в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки;
  • при перевозке в междугородном сообщении - в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю.

В таких случаях грузоотправитель и грузополучатель имеют все основания потребовать возмещения ущерба за утраченный груз. Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили другое правило.

Переадресовка груза

Нередки случаи, когда получатель отказывается принимать груз по своим, ведомым лишь ему причинам, не зависящим от перевозчика. Согласно п. 66 Правил в подобных ситуациях перевозчик вправе доставить груз по указанному отправителем новому адресу, то есть переадресовать груз.

Переадресовка груза происходит в следующем порядке (п. 67 Правил). Водитель звонит перевозчику и сообщает о дате, времени и причинах отказа принять груз. Затем перевозчик письменно либо по телефону уведомляет грузоотправителя об отказе получателя принять груз и просит сообщить новый адрес доставки. Если перевозчик в течение двух часов не получает новую «вводную», то он письменно уведомляет отправителя о возврате груза и дает соответствующее указание водителю.

В случае, когда переадресовка пришла до доставки груза получателю, указанному в транспортной накладной, перевозчику будет достаточно позвонить водителю и сообщить ему новый адрес.

К сведению

Свернуть Показать

Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возлагаются на грузоотправителя.

Составляем акты

При определенных обстоятельствах участники транспортного процесса (перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи) вынуждены оформлять акты. В соответствии с Правилами акты составляются в случаях если (п. 79 Правил):

  1. груз не вывезен по вине перевозчика;
  2. транспортное средство и контейнер под погрузку не предоставлены;
  3. утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
  4. груз для перевозки не предъявлен;
  5. фрахтователь отказался от пользования транспортным средством;
  6. доставка груза просрочена;
  7. задержаны или простаивают:
    • транспортные средства, предоставленные для погрузки и выгрузки;
    • контейнеры перевозчика, предоставленные для погрузки.

К сведению

Свернуть Показать

Акт должен быть составлен заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, которые должны быть оформлены актом. При невозможности составить акт в этот срок его следует оформить в течение следующих суток.

Если контрагент уклоняется от составления акта, пострадавшая сторона вправе составить акт без его участия. В этом случае «уклониста» нужно предварительно письменно уведомить о подготовке акта (если иная форма уведомления не предусмотрена договором).

К сведению

Свернуть Показать

О составлении акта необходимо сделать отметки в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. Такие отметки должны содержать краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, а также размер штрафа (п. 86 Правил). Отметки в вышеуказанных документах вправе делать должностные лица, уполномоченные на составление актов (п. 81 Правил).

Акт должен содержать (п. 82 Правил):

  • дату и место составления;
  • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер груза - в случае его утраты, недостачи или повреждения (порчи);
  • подписи сторон, участвующих в составлении акта.

Если акт составляется в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, то к нему нужно приложить результаты экспертизы. Ее проводят для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза. Такой акт составляют в присутствии водителя (п. 83 Правил).

В случае отказа от подписи лица, участвующего в оформлении акта, в акте следует указать причину отказа.

Количество экземпляров акта должно соответствовать числу лиц, участвующих в его составлении. В любом случае экземпляров акта не может быть менее двух. Исправления в составленном акте недопустимы.

Пишем претензии

См. статью Р. Аваляна «Предъявляем претензию перевозчику » на стр. 34 журнала № 7’ 2011

Если обстоятельства сложились так, что придется судиться с недобросовестным перевозчиком или фрахтовщиком, то сначала нужно написать ему претензию.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии.

Предъявить претензию к перевозчику (фрахтовщику) может лицо, заключившее с ним соответствующий договор, или грузо­получатель.

Претензия должна быть составлена в письменном виде. Единой формы претензии на все случаи жизни не существует, поэтому ее излагают в свободной форме. Из ее содержания должно быть понятно, кто, что и на каком основании требует.

Претензии к перевозчикам и фрахтовщикам можно предъявить в течение срока исковой давности, который составляет один год. Он исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении:

  • возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза - со дня выдачи багажа, груза;
  • возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, - со дня признания багажа утраченным;
  • возмещения ущерба, причиненного утратой груза, - со дня признания груза утраченным;
  • просрочки доставки багажа, груза - со дня выдачи багажа, груза.

Претензии подают в письменном виде по месту нахождения ответчика.

Согласно п. 88 Правил претензия в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумму претензии по каждому требованию;
  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
  • фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию составляют в двух экземплярах. Один отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию (п. 89 Правил).

Перевозчик (фрахтовщик) обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и о результатах принятого решения письменно уведомить заявителя в течение 30 календарных дней со дня ее получения.

Претензию можно составить, например, так:

Пример 1

Свернуть Показать


Правила перевозок грузов на автотранспорте конкретизируют и дополняют положения Устава АТ. Основные пункты Правил могут быть использованы при составлении договоров с грузовладельца­ми, так как основаны на большом практическом опыте выполне­ния перевозок. Разделы Правил содержат основные обязанности и права участников транспортного процесса (перевозчика, грузо­отправителя и грузополучателя). В этом плане следует более под­робно рассмотреть следующие разделы Правил.

Правила заключения договоров на перевозку грузов. В соответ­ствии с Гражданским кодексом РФ договор перевозки грузов - это договор, по которому перевозчик обязуется доставить груз, полу­ченный от отправителя (грузоотправителя), в пункт назначения уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договоры перевозки подразделяются на долгосрочные (регу­лярные перевозки) и краткосрочные (разовые заказы).

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются с грузоотпра­вителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости могут продляться на следующий год. С грузополучателем долго­срочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспорт­ных узлов и доставке продукции на заготовительные или перера­батывающие предприятия. При заключении договора с грузопо­лучателем, так же как и при принятии от него разового заказа, грузополучатель пользуется правами, выполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для грузоотправителя.

Долгосрочный договор на перевозку груза должен содержать:

объем перевозок и номенклатуру грузов;

условия перевозок (режимы работы, обеспечение сохранности груза, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. п.);

порядок расчетов за перевозки;

маршруты и схемы грузопотоков.

Разовый заказ должен соответствовать установленной форме и со­держать наименование и адрес грузоотправителя, время прибытия ПС к заказчику, точные адреса мест погрузки и разгрузки, наимено­вание и количество груза, количество грузовых мест, сведения о лице, ответственном за использование выделяемого ПС, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и порядок оплаты пе­ревозок. Факт заключения договора по разовому заказу подтвержда­ется получением грузоотправителем транспортной накладной.

Правила приема грузов к перевозке. Для выполнения перевозок грузовладелец предоставляет АТО при наличии долгосрочного договора заявку, а при его отсутствии - разовый заказ.

В случае, если грузовладелец не заказывает конкретную модель ПС, тип и количество АТС, выделяемых для осуществления пе­ревозок, определяется АТО.

Перевозчик обязан предоставлять грузоотправителю исправный ПС в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованиям. При прибытии на погруз­ку водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостове­рение и оформленный должным образом путевой лист.

Грузоотправитель обязан до прибытия ПС под погрузку подго­товить груз к перевозке и оформить товарно-транспортные доку­менты, пропуска для проезда к месту погрузки, сертификаты и другие необходимые для перевозки данного груза документы и принадлежности.

Если груз должен перевозиться в сопровождении экспедитора грузовладельца, грузоотправитель обязан обеспечить его прибы­тие до момента подачи ПС под погрузку.

При предъявлении грузов, перевозимых навалом, россыпью, наливом и в контейнерах, грузоотправитель должен в товарно-транс­портной накладной указать массу этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием массы груза и коли­чества грузовых мест. При предъявлении к перевозке грузов с объяв­ленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись гру­зовых мест в трех экземплярах.

Перевозник имеет право отказаться от приема груза к перевозке в следующих случаях:

груз предъявлен к перевозке в ненадлежащей таре или упа­ковке, не обеспечивающей его сохранность;

предъявленный груз не предусмотрен заявкой или разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в дру­гой пункт;

масса груза, предназначенного для перевозки на одном АТС, превышает грузоподъемность ПС, поданного под погрузку согласно заявке или заказа;

груз не может быть доставлен в пункт назначения в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Правила пломбирования грузов. Загруженные крытые АТС, кон­тейнеры и цистерны, отправляемые одному грузополучателю, долж­ны быть опломбированы грузоотправителем. В неопломбированном ПС опломбированию или обандероливанию подвергаются отдель­ные грузовые места. При обандероливании грузовое место обвя­зывается бумажной лентой или тесьмой, которые скрепляются в местах соединения печатью или штампом изготовителя или гру­зоотправителя.

Пломбы навешиваются в соответствии со следующими прави­лами:

на фургонах и контейнерах на всех дверях по одной пломбе. Перед пломбированием обе двери должны быть скреплены за­крутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250...260 мм;

на цистернах на крышке заливного люка и сливного отвер­стия по одной пломбе, если иного не предусмотрено условиями перевозок отдельных видов грузов;

на грузовом месте от одной до четырех пломб в точках соеди­нения окантовочных полос или других увязочных материалов.

Пломбы не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целости. Для пломбирования мо­гут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с каме­рой или с двумя параллельными отверстиями и мягкая проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны навешиваться на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.

Факт опломбирования груза и контрольные знаки пломбы ука­зываются в товарно-транспортной накладной.

Перевозка с неясными оттисками на пломбах, а также с не­правильно установленными пломбами запрещается.

Правила выдачи грузов. Груз выдается в пункте назначения, указанном в товарно-транспортной накладной. Обязанность извес­тить грузополучателя о прибытии груза возлагается на грузо­отправителя.

Грузополучатель обязан:

принять груз и разгрузить ПС, прибывший до окончания вре­мени работы грузополучателя;

принять груз в обязательном порядке при международных и централизованных перевозках;

очистить ПС и при необходимости произвести его санитарную обработку.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые перевозчик несет ответственность, изменилось настоль­ко, что исключает возможность полного или частичного исполь­зования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.

Выдача грузов перевозчиком производится в том же порядке, в каком груз был принят к перевозке (пересчетом мест, взвеши­ванием или без взвешивания, обмером и т.п.). Грузы, прибывшие с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются гру­зополучателю без проверки количества, массы и состояния груза.

При централизованном обслуживании железнодорожных стан­ций, портов и аэропортов прием и выдача грузов производится по правилам, действующим на данных видах транспорта.

Правила переадресовки грузов. Грузовладелец имеет право пере­адресовать груз до момента выдачи его грузополучателю. Распоря­жение грузоотправителя перевозчику о переадресовке может быть передано по факсу, электронной почте или в другом виде, но оформляется в письменном виде и должно содержать:

номер первого заказа и товарно-транспортной накладной; адрес и наименование первоначального грузополучателя; адрес и наименование нового грузополучателя. В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозмож­ности получить указания от грузовладельца о другом получателе перевозчик имеет право:

сдать груз на хранение в ближайшем месте фактического на­хождения груза;

передать груз другой организации, если характер груза требует его срочной реализации;

возвратить груз грузоотправителю с полным возмещением ус­луг по перевозке и выплатой предусмотренных штрафов.

Действующих федеральных законов в России почти четыре тысячи, а постановлений разных министерств и ведомств - более одиннадцати тысяч. Среди этой массы нормативных актов встречаются совершенно уникальные экземпляры, великолепно иллюстрирующие успеваемость законодательных органов за процессами, происходящими в стране. Так, например, существует 17 действующих постановлений, принятых в 1918–1945 годы. Так что перевозчикам, правила работы которых были обещаны в Уставе автомобильного транспорта, вступившем в силу еще в 2008 году, а в результате запоздавшем почти на четыре года, обижаться на законодателей не стоит.

Понятийный аппарат

«Правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее Правила), «усохли» по сравнению с привычными ОППГАТ в несколько раз. Но в качестве руководства к действию они вполне подходят.

Правила дополнили Устав автомобильного транспорта (УАТ) шестью новыми понятиями: «сопроводительная ведомость», «партия груза», «грузовое место», «тяжеловесный груз», «крупногабаритный груз» и «делимый груз». Правда, для большинства перевозчиков почти все эти понятия так и останутся невостребованными. А вот слово «простой», определение которого так надеялись увидеть еще в Уставе, осталось незамеченным.

«Простой» в понятии законодателей это «задержка» в погрузке или выгрузке, которая согласно УАТ и Правилам исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или накладной. Вот только на практике нередко бывает так, что водитель днями ожидает, когда его пустят на территорию склада, и ни один документ у него никто не берет.

В очередной раз всплыло понятие «организация перевозок грузов», но никакой ясности, к сожалению, оно не добавило. Статья 799 ГК РФ отсылает стороны договора перевозки к уставам и правилам, но чем «организация» перевозок отличается от простой «перевозки», не отвечают ни УАТ, ни Правила.

С понятиями «заказ» и «заявка» решили не мучаться, принимая эти термины равнозначными, как в ГК РФ, хотя УАТ предупреждает, что «заказ» - это любая перевозка, а «заявка» - только при наличии договора об организации перевозок. Установлено понятие «опоздание»: теперь транспортное средство считается опоздавшим, если оно прибыло на загрузку с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в заказе или заявке. Впрочем, стороны договора могут изменить этот срок по своему усмотрению (п. 25 Правил).

Шаг за шагом

Глава вторая Правил «Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза» действительно содержит вполне конкретные указания. Но насколько эти указания соответствуют реалиям бизнеса, предстоит еще разобраться. Пункт 6 Правил предусматривает, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в п. 13 Правил. За этим, на первый взгляд, простым пунктом по-прежнему скрывается вариант, указанный в п. 1 ст. 8 УАТ, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем. То есть перевозчику для подтверждения факта заключения договора перевозки достаточно принять груз и подписать транспортную накладную.

А вот п. 7 Правил уже интереснее. Согласно ему заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3-х дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку). Достаточно подробная инструкция (не всегда возможная при реальной работе, когда транспортное средство нуждается в срочной загрузке) содержит весьма интересное ограничение, допускающее подачу заявки перевозчику непосредственно грузоотправителем, то есть грузовладельцем или его уполномоченным экспедитором.

Остается открытым вопрос: что делать перевозчику, чтобы точно узнать, кто направил ему заявку и чем ему может грозить направление заявки ненадлежащим лицом? Если рассматривать ситуацию юридически, то фактическое принятие перевозчиком такой заявки от диспетчера и обоснованный отказ грузоотправителя от погрузки транспортного средства может стать предметом долгого разбирательства на предмет непредъявления груза.

Несложно отыскать виновника, если, например, грузоотправитель своевременно отказался от подачи транспортного средства и сообщил о своем отказе посреднику (что для грузоотправителя тоже остается загадкой до прибытия машины), но это распоряжение по какой-либо причине не дошло до перевозчика. А вот взыскать с посредника убытки тяжело, поскольку они, как правило, не утруждают себя заключением надлежащих агентских договоров, ограничиваясь условной «заявкой», в которой их ответственность, разумеется, не прописана. Остается надеяться, что риск проехать лишние пару сотен километров несколько раз в месяц пересилит желание перевозчиков надеяться на извечный «авось». В таком случае инициатива законодателей достигнет своей цели - избавит рынок от посредников.

Часть вторая п. 7 Правил вступает в противоречие и с ГК РФ, и с УАТ. Существует мнение, что в тексте п. 2 ст. 785 ГК РФ «…подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной» допущена опечатка. Это мнение подтверждает и соответствующая статья УАТ: «транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем». Правила же определяют составление транспортной накладной как некое коллективное творчество: «При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8–11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной».

С учетом требования п. 8 Правил перевозчик будет вынужден описывать многочисленные рейсы своего транспорта, пытаясь свести прошлые прибыли с возможными в будущем убытками в документе под названием «прейскурант», содержащем сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы. Этот документ должен быть предоставлен по требованию грузоотправителя, что вполне объяснимо с любой точки зрения, в том числе и с той, что диктовать цены на перевозку должен все-таки перевозчик, а не грузоотправитель и тем более посредники, варьирующие цену для клиента в зависимости от собственного процента.

К сожалению, на практике никакой прейскурант не выдержит конкуренции с теми участниками рынка, которые не стараются следовать букве закона, и на тех направлениях, на которых традиционно большой грузопоток и высокие ставки в один конец и практически полное отсутствие грузов в обратном направлении. Также постоянный рост цен на топливо будет сильно опережать адекватное отражение фактических затрат перевозчиков, а необходимость платить более высокие заработные платы и более высокие арендные платежи в крупных городах ударит по карманам перевозчиков обеих столиц и городовмиллионников.

Права и обязанности

Пункты 24–26 Правил подробно прописывают те положения, которые считаются «надлежащим исполнением договора»: сроки подачи транспортного средства и порядок предъявления груза. Как было сказано выше, введено понятие «опоздание»: подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон (п. 25 Правил).

Расширено, по сравнению с УАТ, право грузоотправителя и фрахтователя отказа от исполнения договора перевозки или фрахтования: в соответствии со статьей 10 УАТ водитель обязан предъявлять в месте погрузки документ, удостоверяющий личность, но без санкций. По Правилам непредъявление такого документа послужит основанием для возвращения автомобиля в гараж (п. 29 Правил). Данный пункт вполне обоснован, поскольку до введения Правил в УАТ оставался пробел.

Эксперт

Николай Шаристанов, начальник департамента транспорта RosLogistics

Постановление Правительства РФ No. 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом» никак не отразилось на деятельности нашей компании. До его принятия действовали законодательные акты, принятые еще в СССР, к которым далее издавались дополнения. И данное постановление просто аннулировало документ советских времен, убрав неактуальные пункты, в итоге получился уже российский документ. Единственным нововведением было утверждение новой формы транспортной накладной на внутрироссийские грузоперевозки, но эта накладная по непонятным причинам не аннулировала действие предыдущей ТТН. Поэтому в настоящее время действуют два документа, дублирующие друг друга.

В Правилах много внимания уделено пломбированию грузового отсека (п. 56–62). Условие о том, что пломбирование может быть необязательным по условиям договора перевозки, оставлено, поэтому стоит внимательно вчитываться в текст договора.

Пунктом 63 Правил установлен срок доставки грузов. По умолчанию он составляет в междугородном или международном сообщениях из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки. Почему именно 300 километров - непонятно, ведь даже при средней скорости 60 км/ч при восьмичасовом рабочем дне с учетом времени отдыха водитель может пройти не менее 350 километров. У перевозчика остается возможность маневра: если грузоотправитель не обратит внимания на срок доставки, то перевозка из Москвы до Санкт-Петербурга грозит затянуться почти на трое суток. Прописан порядок возврата груза в случае, если грузополучатель отказывается его принять (переадресовка), при этом очень четко установлены сроки ожидания ответа грузоотправителя (п. 67). При применении этого пункта стоит иметь в виду, что право позвонить по телефону дано только водителю, а вот перевозчик уведомлять грузоотправителя обязан таким образом, чтобы в случае судебного разбирательства доказать правомерность своих действий. Лучше всего, если уведомление будет отправлено с помощью телеграфа, и в идеале, если оно будет отправлено не только по адресу, где находится офис грузоотправителя, но и по тому адресу, который принято называть «юридическим».

Даже если работниками почты контрагент не будет обнаружен по «юридическому» адресу, об этом будет сделана соответствующая отметка, которая послужит аргументом перевозчику, поскольку по «юридическому адресу», или месту нахождения организации, определенному уставом, любая организация находиться обязана. Расположение фактического офиса в другом месте без уведомления налоговых органов в глазах судьи уважения к организации не прибавит, поэтому денег на две телеграммы жалеть ни в коем случае не стоит. Нелишним будет перевозчику также запомнить, что отказ грузополучателя в приемке груза с предложением забрать груз себе на реализацию не допускается. Такое право грузополучателю дается только в отношении скоропортящегося груза (п. 6 ст. 15 УАТ РФ).

Эксперт

Николай Епихов, заместитель директора оперативного управления Asstra Forwarding по обучению, информации и консультациям

Пункт 2 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» определяет: перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. Соответственно, при таких перевозках применяется:

  • Конвенция СМR 1956 года
  • Нормы и правила ФИАТА.
  • Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554)
  • Гражданский кодекс РФ, глава 41 «Транспортная экспедиция».

Есть неприятный сюрприз: пунктом 75 Правил предусмотрена возможность проезда по территории России автотранспортных средств с грузом, имеющих общий вес 40 тонн, а при перевозках в 40-футовых контейнерах - 44 тонны. Несомненно, это является более прогрессивной нормой по сравнению с действовавшей ранее - 38 тонн. На первый взгляд, увеличение общего веса автотранспортного средства с грузом дает право думать о возможности увеличения веса одной отправки, перевозимой на стандартном автопоезде. Подобные предложения уже поступили от ряда заказчиков. Анализ новых правил позволяет сделать вывод о том, что суммарная осевая нагрузка на трехосную тележку с межосевым расстоянием от 1 м до 1 м 35 см (самый распространенный размер используемых полуприцепов) понижена с 22,5 до 21 тонны. Соответственно, не представляется возможным увеличение веса одной отправки.

Что касается внутригосударственных перевозок, Устав и Правила представляют еще один вид договора, который до этого ни разу не встречался в российских нормативных актах автотранспортного права, а также не упоминается в СМR Конвенции. Речь идет о договоре фрахтования. В ст. 2 Устава посредством определения понятий «фрахтователь» и «фрахтовщик» в оборот российского автотранспортного права вводится договор фрахтования: П.21. Фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;П.22 фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Согласно этому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, а фрахтователь обязуется уплатить стоимость пользования предоставленного фрахтователем транспортного средства (транспортных средств).

Данный договор обладает признаками договора аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ). То, что автотранспортное средство предоставляется с экипажем, следует из содержания части 6 статьи 18 Устава, где указано, что время подачи транспортного средства по договору фрахтования исчисляется с момента предъявления водителем фрахтователю путевого листа и документа, удостоверяющего личность. Различие между договором аренды транспортного средства с экипажем по ст. 632 ГК РФ и договором фрахтования по Уставу и правилам состоит в том, что поименованный в ГК РФ договор является договором аренды на время, а по Уставу - на один или несколько рейсов. То, что договор фрахтования не является договором перевозки груза, следует из содержания норм, определяющих ответственность фрахтователя.

Фрахтовщик не несет ответственности за сохранность перевозимого в транспортном средстве груза и соблюдение сроков доставки груза, а несет лишь ответственность за непредоставление транспортного средства (часть 2 статьи 34). В то же время, по нашему мнению, Закон о ТЭД, Гражданский кодекс РФ, Правила ТЭД не препятствуют заключению договора транспортной экспедиции с клиентами и договоров перевозки с перевозчиками. Итак, взаимодействие экспедитора с перевозчиком может строиться по схемам:

  • или использование договора фрахтования;
  • или от имени и по поручению клиента заключение договора перевозки с перевозчиком. Правила, к сожалению, не содержат такое понятие, как «заказчик» или «клиент». Все заточено на «грузоотправителя» (то есть абсолютно не учитываются базовые условия договора купли продажи «Инкотермс») или на «фрахтователя».

Факты и акты

Один из самых конфликтных моментов в перевозке - так называемый «простой», или «срыв загрузки». Правила этот момент практически не прояснили. Перевозчик подает в условленное время надлежащее транспортное средство, но отправитель не начинает загрузку вовремя, а то и вовсе отказывается от погрузки, ссылаясь на неготовность груза или отсутствие документов. При этом совершенно не факт, что перевозчик вообще будет допущен на территорию отправителя и будет иметь возможность получить отметки о прибытии под погрузку, то есть удостоверить время, с которого будут исчисляться сроки простоя.

И УАТ, и Правила предусматривают ответственность грузоотправителя за нарушение сроков погрузки. Но УАТ отсылает перевозчика к Правилам перевозок, а Правила определяют только сроки непосредственного проведения погрузки, а сроки, в течение которых груз считается непредъявленным, - исключительно на усмотрение сторон. Поэтому необходимо срок, по истечении которого груз считается непредъявленным, определять в договоре или заявке. По обычаям делового оборота для сторон договора делают «зеркальную» ответственность и «зеркальные» обязанности, то есть вполне допустимо установить срок предъявления груза к погрузке в пределах 2-х часов, если аналогичный срок установлен для перевозчика как предел опоздания, или более длительный, если для перевозчика также допустимо опоздание в течение этого срока. Положения договора должны содержать указания на сроки предъявления груза считая с момента подачи транспортного средства, а также сроки, в течение которых исчисляется простой (п. 4 ст. 35 УАТ РФ), а также сроки, истечение которых считается непредъявлением груза к перевозке. Согласно п. 6 ст. 35 УАТ штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявлением для перевозок грузов, предусмотренных договором.

Пункт 79 Правил учит перевозчиков началам досудебного урегулирования и порядку подготовки доказательной базы. Речь идет об актах, которые составляются в случае:

  • невывоза по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • непредоставления транспортного средства и контейнера под погрузку;
  • утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
  • непредъявления для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • отказа от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
  • просрочки доставки груза;
  • задержки (простоя) транспортных средств и контейнеров, предоставленных под погрузку и выгрузку.

Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению, а при невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения другой стороны от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без ее участия, предварительно уведомив контрагента в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Отметку в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов. Уведомление о составлении акта, сделанное всем заинтересованным лицам, должно быть направлено в их адрес почтой - экспресс или телеграммой: факсимильные сообщения и тем более электронные уведомления могут быть отклонены судом, если в договоре не прописаны электронные адреса, по которым направляются такие уведомления, и порядок принятия таких уведомлений сторонами.

Интересен п. 86 Правил. Во-первых, «…в транспортной накладной, заказенаряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа». В данном случае идет речь о статьях 34 и 35 УАТ РФ, которыми определены размеры штрафных санкций, предъявляемых как перевозчиками, так грузоотправителями или грузополучателями к виновной стороне. Во-вторых, «…в отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона» (речь идет об УАТ). То есть штрафы за простой рефрижераторов, автовозов и другого подвижного состава, отнесенного Правилами к специализированному, увеличиваются в два раза.

Если же перевозчик не допущен на территорию отправителя, это не лишает его права составлять акт. В таком случае потребуются дополнительные доказательства того, что он был в месте назначенной погрузки вовремя: можно зафиксировать пробег в путевом листе или сделать распечатку навигационной системы. Однако недобросовестные грузоотправители достаточно успешно пользуются тем, что заставляют водителей ожидать за пределами своей территории, учитывая, что доказать его своевременное прибытие и время ожидания не всегда удается. Исправить положение можно с помощью использования тахографа, в том числе и при перевозках по территории РФ: правда, для этого потребуется соблюдение водителями режима труда и отдыха и правильного ведения тахограмм и их учета. Подобные условия договора должны быть отражены и при разгрузке транспортного средства. Действия перевозчика при выгрузке абсолютно аналогичны.

Возникает вопрос: что делать, если заказчик перевозки ввел перевозчика в заблуждение и оказался не лицом, предусмотренным законодательством, то есть грузоотправителем, а посредником? Нередко бывает так, что до грузоотправителя доходит искаженная информация или не доходит вообще, то есть говорить о его недобросовестности нельзя: при любом разбирательстве он сможет доказать, что при планировании загрузок или выгрузок транспортных средств он опирался на информацию, предоставленную ему тем исполнителем, которого он сам может принимать за перевозчика. При ссылках на Правила или УАТ ситуация может обернуться не в пользу перевозчика, ведь договора, которым могут быть определены условия, не прописанные в нормативных документах, между ними не существует.

Сложно будет и сослаться на УАТ и Правила и при разбирательстве с самим заказчиком перевозки, если его статус фактически отличается от прописанного в законе, поскольку и УАТ, и Правила не затрагивают участие в перевозке третьих лиц. Поэтому наиболее простой рекомендацией для перевозчика в данном случае может быть: избегать ссылок на УАТ и Правила в тех случаях, когда формулировки могут быть отнесены исключительно к обязанностям грузоотправителя или получателя. То есть обязанность заказчика перевозки должна быть сформулирована не как обязанность произвести какое-то действие, которое касается непосредственно грузоотправителя или грузополучателя, а обеспечить исполнение такого действия. В таком случае штрафные санкции будут налагаться на него как на лицо, не исполнившее своих обязательств по договору.

Бумага бумаге рознь

Последние пункты Правил посвящены претензиям. Правила устанавливают перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, без указания - копии это или оригиналы, что дает возможность удачно маневрировать, предоставив в качестве таких документов заверенную копию, тем более что транспортная накладная для перевозчика становится отчетным документом.

УАТ в части предъявления претензий указывает, что документы при отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении претензии должны быть возвращены, а при полном удовлетворении претензии - оставлены у лица, которому претензия была предъявлена (ст. 40 УАТ). Такое изложение дает любой из сторон возможность сослаться на неполное предоставление документов для рассмотрения претензии. В то же время предоставление документов без конкретной ссылки на нормативный акт может спровоцировать недобросовестность любого из контрагентов. Например, сторона, которой предъявляется претензия, может ссылаться на недобросовестность предъявителя, говоря о том, что данный документ поименован в претензии, но фактически не приложен, в то время как и предъявитель может сознательно указать в претензии, но не приложить определенный документ. Противодействие такому мошенничеству - личная передача документов под роспись либо использование почтовой описи вложений.

Приложение как плюс

Приложения к Правилам снимают вопросы, связанные с актуальной проблемой практически всех перевозчиков - предельной загрузкой и нагрузкой на оси транспортных средств.

А вот приложение №6 «Сроки погрузки и выгрузки», несмотря на кажущуюся конкретику, способно внести путаницу. Прежде чем посчитать, сколько времени потребуется на погрузку, предстоит подумать, к какому виду транспортного средства стоит отнести обычную «еврофуру». Вариантов множество, а точного ответа нет.

Сильно смущают сроки погрузки и выгрузки, определенные для автовозов: 6 минут до одной тонны включительно, и далее - 3 минуты за каждую неполную тонну. Как водитель будет загонять и закреплять какой-нибудь Land Cruiser, а потом выравнивать аппарели за рекордно короткий срок, пока непонятно. Впрочем, это может быть тайный заговор по борьбе с пробками.

Если обратиться к приложению №10 «Перечень специализированных транспортных средств», то можно обнаружить связь между фургоном-рефрижератором и транспортным средством с кузовом-фургоном из приложения №6 и путем нехитрых вычислений убедиться, что норматив загрузки рефрижератора - чуть более часа. По аналогии можно предположить, что подобные нормативы могут быть применены и к тентованным полуприцепам. Вопрос в том, будут ли эти нормативы исполняться на практике и не приведет ли следование им к постоянным конфликтам между грузовладельцами и перевозчиками. Поэтому стоит воспользоваться правом, предоставленным п. 38 Правил, и определять сроки погрузки в договоре перевозки. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке (п. 39 Правил).

Буря в стакане воды?

На форуме «Автотрансинфо» перевозчики, экспедиторы и посредники посвятили обсуждению Правил более сотни страниц, ведь появление правил фактически «ломает» наработанную годами схему «заказчик - экспедитор - посредники (диспетчеры) - перевозчик».

бы, от ухода лишнего звена, посредника, должны выигрывать все оставшиеся стороны: грузовладелец, экспедитор и, конечно, перевозчик, отношения которого с посредниками не складываются, несмотря на то, что большинство перевозчиков за последние годы сильно повысило правовую грамотность. Но практика показывает: посредники пытаются обратить положения новых Правил в свою пользу, исключив из процесса самого важного субъекта, который обеспечивает им стабильный и весьма неплохой доход - перевозчика. Показателен пример. Крупный диспетчер скидывает заявку и говорит: «Когда вам придут ТТН, не ставьте свою печать - для клиента перевозчиками являемся мы». Это реальная реплика, прозвучавшая на форуме «Автотрансинфо». Подобное «исключение» перевозчика ставит его фактически в положение лица, юридически никакую перевозку не выполнявшего. Тут можно говорить не о гражданско-правовых отношениях между сторонами, а о намеренном нарушении закона. Но перевозчики на подобные «исключения» продолжают идти, хотя риск остаться без бизнеса гораздо более велик, чем риск остаться без «ценного» клиента.

Основные понятия

Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники, железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов.

Для грузов, рассматриваемых в правилах и одновременно внесенных в перечень должны также соблюдаться требования к морской перевозке опасных грузов. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке генеральных грузов. В том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

Требования, применяемые к отправителям контейнеров:

  • Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке;
  • Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им.

Информационные особенности передачи груза

Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все документы, касающиеся груза, требуемые правилами. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности таких документов.

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и предоставить перевозчику необходимые сведения о нем. С этой целью грузоотправителем заблаговременно до погрузки предоставляется информация о грузе в письменном виде. (Рис.1)

Рис. 1 Маркировка при упаковке груза
1 — Знак опасности;
2 — Манипуляционные знаки;
3 — Серийный номер ООН;
4 — Классификационный шифр;
5 — Транспортное наименование.

С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, грузоотправитель поручает разработку информации о грузе признанной организации.

Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, должны быть погружены, уложены и закреплены на судне в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы на судне выполняются в соответствии с наставлением по креплению грузов по рабочей технологической документации, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке. (Рис.2)


Погрузо — разгрузочные работы на судне

Отправитель грузов, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, организует контроль выполнения требований информации о грузе. Так же выдачу капитану судна документа о безопасной укладке и креплении груза. В случае перевозки груза на палубе и выполнения работ по его креплению, получение документа, подтверждающего проявление должной заботы для обеспечения безопасной перевозки груза, возлагается на перевозчика.

Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими опасность при морской транспортировке, капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе. Так же, документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.

Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке

Предъявляемый к перевозке морем, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части:

  • Исправности тары и упаковки;
  • Наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
  • Отсутствия течи жидких грузов в таре;
  • Соответствия тары нормативным документам;
  • Наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
  • Отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
  • Отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

Упакованный опасный груз

При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

  1. Возможность его смещения под воздействием качки;
  2. Опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
  3. Возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
  4. Выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;
  5. Необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

  1. Обладающие агрессивными свойствами;
  2. Подверженные воздействию агрессивных факторов;
  3. Нейтральные.

Судно, перевозящее генеральный груз

Тара грузовых мест массой в одну тонну и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, и т. п.), для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары. При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приему груза

Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.

Подготовка судна к приему груза должна включать:

  1. Приведение грузовых помещений в соответствующее для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через грузовые помещения;
  2. Проверку исправности действия грузовых устройств;
  3. Проверку надежности закрытия отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен, и отверстий, которые в соответствии со своим назначением должны быть закрыты;
  4. Проверку исправности устройств, служащих для наблюдения за уровнем воды в льялах, а также осушительных систем;
  5. Проверку исправности противопожарных систем и оборудования;
  6. Проверку герметичности люковых крышек и системы гидравлики привода люковых закрытий.

Грузовые помещения должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, при этом характер уборки помещений зависит от вида груза, подлежащего к перевозке:

  • Перед перевозкой строительных материалов, металлопродукции, подвижной техники, грузов без упаковки и других грузов, не подверженных воздействию пыли, запахов и т. д., производится сухая уборка трюмов;
  • Перед перевозкой пищевых и растительных грузов, хлопка, тканей и других промышленных товаров в мелкой расфасовке или пакетах грузовые помещения должны быть вымыты, просушены и проветрены;
  • При наличии запахов грузовые помещения должны быть дезодорированы;
  • После перевозки соленой рыбы, мокро-соленых шкур, жидких жиров, соли, скота и других подобных грузов трюмы должны быть обязательно вымыты, а после перевозки мокро — соленых шкур и продезинфицированы;
  • После перевозки пылящих, загрязняющих грузов, например, угля насыпью, трюмы должны быть промыты водой из шлангов.

Уборка судна после перевозки груза

Для предохранения от ударов грузом судовые системы (трубы) в грузовых помещениях судна должны быть ограждены металлическими или деревянными кожухами. Трюмные льяла должны быть вскрыты и вычищены. При наличии запаха в льялах они должны быть после мойки просушены и опрысканы известковым молоком, марганцовокислым калием, 1 % аммиачным раствором или другими дезодорирующими средствами. Горловины всех цистерн должны быть проверены на герметичность. Приемные отростки осушительной системы и мерительные трубки должны быть осмотрены и очищены. Судовые стрелы и краны должны быть подняты и закреплены таким образом, чтобы не мешать работе береговых кранов.

При использовании судовых грузоподъемных средств они должны быть заблаговременно проверены и приведены в готовность в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и судовой технической документации.


Судно, со встроенным грузоподъемным краном

Перед укладкой палубного груза необходимо выполнить следующее:

  1. Предусмотреть и установить достаточное число прочных рымов и обухов для крепления найтовов;
  2. Защитить от возможного повреждения грузом трубопроводы, идущие по палубе;
  3. Проверить надежность люковых закрытий;
  4. Очистить шпигаты и штормовые портики от грязи и проверить их исправность;
  5. Подобрать необходимые устройства для крепления и разместить их в местах погрузки;
  6. Подготовить необходимые материалы с повышенным коэффициентом трения и разместить их в местах погрузки;
  7. Обозначить на палубе места, которые должны быть оставлены свободными от груза для обеспечения доступа к пожарным постам, люкам, дверям и т. д.

Готовность грузовых помещений для перевозки конкретного вида груза проверяется администрацией судна, о чем делается запись в судовом журнале.

Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов регулируется рядом требований, стандартов и правил, которые описаны в соответствующих документах. Однако следует помнить, что несмотря на то, что негабарит должен перевозиться в соответствии с особыми правилами, разработанными специально для данной категории грузов, при перевозке главенствующую роль играют все же правила дорожного движения. Стоит иметь в виду, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы можно перевозить автотранспортом только в том случае, если груз невозможно перевести по частям. Кроме того, груз запрещается перевозить, если он превышает по размерам автомобиль спереди свыше 2 метров и сзади свыше 4 метров. Исключение может составить только тот факт, когда уменьшение груза невозможно и перевозка груза по частям может быть очень трудной и дорогой. Особое внимание стоит обратить на то требование, что если при загрузке товара есть возможность выбирать размеры нагрузки (ширину, высоту или длину), то следует избегать превышения разрешенной ширины.

Максимальную скорость передвижения назначает оформитель специального разрешения в зависимости от размеров груза, его массы и прочих нюансов и дорожных условий.

При этом скорость не должна превышать: максимально допустимую скорость транспортного средства 80 км/ч.

Перевозка негабарита допускается только в тех случаях, если выполняется ряд условий:

1.Груз не ухудшает обзор водителю;

2.Не оказывает негативного влияния на устойчивость транспортного средства;

3.Не закрывает светоотражатели, осветительные устройства, опознавательные знаки, не препятствует восприятию сигналов, подаваемых водителю рукой;

4.Не создает шумов, не поднимает пыль при транспортировке, не вредит дороге и окружающей среде.

Если же одно из этих условий нарушается во время следования, в задачу водителя входит устранить нарушение. Если по какой-либо причине это невозможно, необходимо прекратить движение, в противном случае будет выписан штраф за перевозку крупногабаритного груза.

Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов обращает особое внимание на нагрузки, воздействующие на каждую ось транспортного средства. Их значение ни в коем случае не должно превосходить разрешенное фирмой-изготовителем. В целом, необходимо учитывать массу полуприцепа, которая также не должна превышать предельно допустимые величины. Однако даже при правильном выполнении всех расчетов, безопасность пути во многом зависит от квалификации водителя – правила перевозки крупногабаритных грузов требуют от него постоянного контроля над качеством крепления грузов и их расположением на платформе.

В обязанности водителя крупногабаритного груза входит:

1.перед выездом убедиться в исправности груза и на протяжении всего пути проверять это;

2. на дороге держаться правее и при необходимости остановиться в подходящем месте, чтобы позволить скопившимся сзади автомобилям проехать, или уступить дорогу движущимся навстречу автомобилям.

В обязанности перевозчика крупногабаритного груза входит:

1.организовать перевозку так, чтобы она наименьшим образом препятствовала и угрожала другим участникам движения;

2.избегать перевозку в часы пик и в другое время, когда из-за дорожных или погодных условий и частоты движения это опасно и является причиной препятствия движения другим автомобильным средствам;

3.при возможности избегать перевозку в жилых местностях, также по улицам с интенсивным движением и перекресткам;

4.учитывать находящиеся на обочине постройки: знаки дорожного движения, линии электропередач и т.д. При необходимости договориться с владельцем дороги о временном устранении препятствий, находящихся на дороге;

5.строго следовать установленному маршруту. При необходимости изменить маршрут следует вновь ходатайствовать о новом специальном разрешении. За обеспечение безопасности негабаритного груза во время транспортировки отвечает фирма-перевозчик и непосредственно водитель, выполняющий рейс. Однако зачастую этого бывает недостаточно, поскольку отправитель хочет перестраховаться, чтобы полностью быть уверенным в том, что дорогостоящий груз будет доставлен в пункт назначения вовремя в целости и сохранности. В таких случаях транспортные компании предлагают воспользоваться услугой сопровождения негабарита.В сопровождении груза участвуют так называемые «автомобили прикрытия» - транспортные средства, оснащенные специальными сигналами, а в некоторых случаях и спецмаркировкой. Таким образом, присутствие автомобилей прикрытия оповещает всех участников дорожного движения о том, что производится транспортировка негабарита, соблюдается особый скоростной режим и другие правила перевозки негабаритного груза.

Кроме автомобилей прикрытия, в сопровождении негабарита могут также участвовать машины сопровождения и охраны (как правило, это автомобили дорожной полиции). Их присутствие позволяет сделать грузоперевозку максимально защищенной и безопасной.Сопровождение негабаритных грузов требует дополнительных финансовых вложений, однако такие расходы более чем целесообразны, особенно при перевозке ценных грузов (дорогостоящего или эксклюзивного оборудования). Кроме того, сопровождение негабарита позволяет значительно ускорить процесс транспортировки, и отправитель может быть уверенным, что груз прибудет вовремя. Кроме всего вышеперечисленного, существуют также требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза. Транспортные средства, перевозящие негабаритные грузы и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.

Требования, предъявляемые к перевозке негабаритных и крупногабаритных грузов, подразделяются на несколько групп, исходя из размеров и габаритов груза. Для получения более подробной и четкой картины, автор составил следующую таблицу:

Параметры автопоезда с грузом

Изменения параметра

Необходимость разрешения

Автомобиль прикрытия

Патрульный автомобиль

Длина автопоезда с грузом (м)

необходимо

необходимо

необходимо

30 и более

необходимо

необходимо

Ширина автопоезда с грузом (м)

необходимо

необходимо

необходимо

необходимо

необходимо

Высота автопоезда с грузом (м)

необходимо

4,50 и более

разработка маршрута в зависимости от препятствий с привлечением спецтехники по подъему электросетей и т.д.

Вес автопоезда с грузом (т)

необходимо

44 и более

разработка спецпроекта

Кроме того, на транспортных средствах, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство»Знак «Автопоезд» Знак «Крупногабаритный груз» Знак «Длинномерное транспортное средство»

Знак «автопоезд» обозначается в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм. Такой знак устанавливается на грузовых автомобилях и колесных тракторах с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах.

Знак «крупногабаритный груз» обозначается в виде щитка размером 400х400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

Знак «длинномерное транспортное средство» обозначается в виде прямоугольника размером не менее 1200х200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность. Такой знак устанавливается сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза составляет более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600х200 мм симметрично оси транспортного средства.

Похожие статьи