Типичные ошибки егэ русский. Презентация на тему " типичные ошибки егэ русский язык"

ЧАСТЬ С При оценке работы эксперты учитывают: насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого; проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка

ЧАСТЬ С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ С Задание части С отличается от школьного сочинения на литературную или нравственную тему: это задание пошагово сформулировано и имеет жестко заданные параметры оценки, поэтому сочинение-ответ должно включать в себя (не обязательно именно в таком порядке) формулировку проблемы (достаточно одной), собственный комментарий к ней (который ни в коем случае не должен исчерпываться пересказом), определение позиции автора по этой проблеме, четкую выраженность собственного отношения к этой же проблеме с привлечением двух аргументов. При этом сочинение-ответ должно быть логично выстроенным и законченным.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: «ЧУЖОЕ КАК СВОЕ» Вместо сочинения – пересказ исходного текста (по сути изложение с первичным текстом перед глазами) или даже прямую компиляцию из авторских фраз, при этом нередко без кавычек, с небольшим включением собственных речевых связок. Такие работы независимо от их объема оцениваются 0 баллов по всем критериям.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Навязчивая стереотипность сочинений. Неумелое использование выученной «рыбы» вместо вариативного усвоения предложенного жанра, иной раз настолько неумелое, что в одно предложение (или в несколько рядом стоящих) экзаменуемый включает сразу серию однотипных формул либо предъявляет нелепую компиляцию из отдельных, плохо запомнившихся «правильных слов» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: одна из проблем автора; проблемой данного текста является; автор ставит нам проблему; Автор текста рассматривает одну из проблем социальных качеств человека – это ревность. И к этой проблеме примыкается еще одно качество – любовь (здесь же грамматическая ошибка и лексическая несочетаемость); В. Ф. Тендряков, в образе Василия Петровича и его мыслей, открывает тему сложного жизненного пути; Я попробую прокомментировать одну из позиций автора, названную проблемой; Позиция автора хорошая; Автор держит позицию на стороне народа;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: И отвечая на этот отрывок, автор аргументирует следующее (здесь же грамматическая ошибка); Авторская позиция отражена в силе любви; Кузнецов проявляет горячую эмоциональность, рассуждая о поставленной теме; В. П. Некрасов относится к этому тексту в прямом смысле, ведь он сам участник ВОВ (во многих работах дается именно такое сокращение, граничащее с этической некорректностью); Лаптаев (Лаптев) призывает читателя к тому, чтобы молодежь проявляла интерес к чтению; Доказательством моей позиции будут пример из литературного произведения и герой Советского Союза (здесь же грамматическая ошибка) и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА К сведению: формализованный характер задания части С ЕГЭ позволяет учащимся при подготовке к ней использовать типовые конструкции, являющиеся средствами связности текста и при этом задающие рамки, которые упрощают речевую задачу, «ведут» экзаменуемого «от пункта к пункту» . Важно: речевые шаблоны носят условный, необязательный характер. Необходимо найти для себя те варианты, которые окажутся удобными именно для вас.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 1 0

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

(К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Зачастую именно это приводит к смысловому «топтанию на месте» и в комментариях, и в понимании авторской позиции, и в собственной аргументации.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Чаще всего это происходит, если основную часть текста занимает рассказ о каком-то случае, который произошел с рассказчиком, воспринимаемом как автор, как, например, в тексте М. Худякова: …Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): При формулировании проблемы пишущие нередко подменяют имеющиеся в тексте проблемы другими либо предлагают слишком общие формулировки, пользуясь при этом заранее заготовленными штампами (проблема войны, проблема нравственности). Такие работы представляют собой демагогические размышления и призывы любить свою землю, уважать пожилых людей, ветеранов, матерей и т. д.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В сочинениях по текстам с разноплановой проблематикой нередко экзаменуемые «не удерживаются» в рамках одной проблемы, что требуется по заданным критериям: формулируют одну проблему – комментарий и/ или аргументация по другой, формулируют несколько проблем, а в дальнейшем рассуждают то об одной, то о другой, то о третьей. Кроме того, встречаются сочинения, в которых проблема вообще не сформулирована, так что эксперт вынужден предполагать, к какой проблеме предложен комментарий и аргументация, что далеко не всегда очевидно.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Проблема выбора профессии. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» . Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Типовые конструкции: Автор поднимает проблему (какую? чего?)… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… … – вот проблема, которую хотел показать нам автор. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель. . . Проблема, поднимаемая …, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и. . . Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 2 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1: К 2 Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий должен опираться на прочитанный текст.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В очень многих работах комментарий к сформулированной проблеме представляет собой пересказ текста (нередко завуалированный: из авторского текста «выдергиваются» фразы и даются без кавычек с вкраплением своих связок) или изобилует цитатами, при этом почти без собственного рассуждения выпускника.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Прокомментировать сформулированную проблему – это значит интерпретировать прочитанный текст, либо держа в фокусе внимания значимость того, о чем пишет автор – не конкретного события, а идейного смысла, – для общества (концепционный комментарий), либо рассуждая, как развивается авторская мысль в данном тексте, как проявляется авторское отношение к проблеме и какими средствами «обеспечивается читательское соучастие» (текстовой, или аналитический комментарий). В некотором смысле комментарий «подводит» к позиции автора.

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п. (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т. п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т. п. ? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Важно: В комментирующей части должны быть собственные рассуждения экзаменуемого с опорой на заданный текст, при этом допускаются элементы пересказа и небольшое цитирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 3. ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Ошибки в определении авторской позиции, как правило, возникают в 2 случаях: если экзаменуемый стереотипно воспринимает неоднозначный текст и если текст представляет собой преимущественно диалог героев, при этом обычно пишущий замещает автора своей реакцией на прочитанное.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ Сформулированная экзаменуемым собственная позиция по проблеме – это тезис, правоту которого надо доказать. В качестве доказательств, доводов могут выступать как логические умозаключения, так и «житейские» и эмоциональные рассуждения, подкрепленные примерами из художественной, публицистической, научной литературы или из знаний и жизненного опыта.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Не во всех работах есть сформулированное собственное мнение экзаменуемых.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Смысловой сдвиг при аргументировании, когда экзаменуемый чрезмерно расширяет смысловое поле заявленной проблемы, так что аргумент является мнимым: из-за слишком общо сформулированной или понятой проблемы (проблема нравственности, проблема войны и т. п.) или из-за того, что за основу рассуждений взята неосновная, побочная проблема собственная аргументация строится в смысловом поле, слишком далеком от прочитанного текста, таким образом аргументирующая часть оказывается привязанной к первичному тексту лишь формально, а по сути в качестве аргументов принятой быть не может.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Во многих сочинениях в качестве аргумента лишь формально указывается произведение и один из героев, но это носит назывной характер, без обоснования и рассуждения, что делает доказательство поверхностным и бессодержательным. В качестве аргументов приводится набор примеров без сформулированной связи с проблемой текста.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Явно выдуманные примеры (в одной из работ, например: два солдата-выскочки, никого не уважали, всегда выпячивали себя на первое место, и однажды, когда был приказ сидеть тихо в окопе, высунулись из него, и их, держащихся за руки, убило одной пулей, – выдается за случай из истории Великой Отечественной войны).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Та же проблема упоминается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Много произведений писали и сейчас пишут писатели такие как Пушкин, Лермонтов, еще есть замечательные стихи Ахматовой. Другим же примером является Базаров из романа Л. Толстого «Отцы и дети» . Базаров был нигилистом и отрицал все, но все же любовь к книге иногда убеждала его в обратном.

(К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Желание выбиться в люди, получить хорошее образование мы можем наблюдать в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на примере Родиона Раскольникова (по тексту И. Маслова, ставящему проблему выбора определения жизненных приоритетов у современной молодежи). Наташа Ростова росла в интеллигентной семье. Она была изолирована от влияния улицы, сверстников. В таких условиях трудно стать аморальной личностью.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: В этом году я посетила спектакль «Три сестры» , кто постановщиком был я никогда не знала, после того, как закончился спектакль я решила поинтересоваться человеком, который придумал такую замечательную композицию. Лучше «Евгения Онегина» Пушкина – «Три мушкетера» в 12 ти томах Александра Дюма. Справиться с трудностями помогают книги сестер Воробей. Моя любимая книга – «Крокодил Гена» . Вот, к примеру, возьмем художественную литературу. Во многих сказках дом стоит в лесу. Например, Маша и медведи, Белоснежка и др.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): В аргументирующей части часто проявляется очень низкий уровень эрудиции, начитанности, наивное обращение к бытовым ситуациям с частыми повторами одной и той же мысли: Я хочу привести в пример себя. Прочитав эти строки, я поняла, насколько молода и невежественна… В тексте я узнала, что книги надо любить. Я прочитала книгу про Ельцина. Он в детстве был умный, потому что много книг прочитал. Гениальная актриса Лиза Арзамасова, снимавшаяся телесириале «Папины дочки» . Вот какие актеры всегда будут не только в моей памяти, но и в миллионах людей на земле!!! Лунтик голубого цвета и не понятного телосодержания…и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Эксперты не оценивают этичность позиции экзаменуемого, однако учащиеся должны понимать, что, очевидно, неразумно в экзаменационной работе бравировать своим восхищением националистическими лозунгами и фашистскими военачальниками, неуместно также клеймить крупных советских писателей «за приспособленчество» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Избыточная лозунговость. Как и в предыдущие годы, очень часто, даже в неплохих по содержанию сочинениях, встречается неоправданная публицистичность, вопросноответные построения, лозунговость, например: Его отстранили от дел. Почему? Потому что другие подумали, что он предатель. Что же за чувство такое у человека, как Любовь к Родине? Почему человек забыл, что такое патриотизм? и т. п.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Композиционно-текстовые ошибки: неудачное начало сочинения; отсутствие концовки или концовка не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто совсем не мотивирована исходным текстом; отсутствие речевой связности между абзацами; неуместное неоднократное повторение одной и той же мысли;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Немотивированное включение рассуждений об изобразительновыразительных средствах языка. Несоблюдение правил оформления абзацного членения текста.

Контрольно-измерительные материалы для экзамена по русскому языку выстроены по единому принципу. Другими словами, какой бы вариант вам ни достался, все задания будут «выкроены» по одному лекалу, призванному проверить ваше умение применять полученные знания.

Как показывает многолетняя практика, выпускники из года в год совершают практически одинаковые ошибки. Проблемные темы: орфоэпические нормы, правописание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание слов, пунктуация в сложном предложении и др. Преподаватель TutorOnline Анна Сергеевна подготовила для вас комментарии по самым распространенным ошибкам на ЕГЭ. Повторяйте, запоминайте и получайте 100 баллов без труда!

Задание 4. Орфоэпические нормы

В повседневной речи мы часто слышим и произносим многие слова неправильно, потому при выполнении этого задания нельзя полностью полагаться на привычное произношение. Обязательно сверяйтесь с орфоэпическим словарем при подготовке к экзамену и запоминайте правильное ударение.

Запомните правильное ударение в словах:

  • балОванный;
  • вероисповЕдание;
  • дешевИзна;
  • донЕльзя;
  • закУпорить;
  • исчЕрпать;
  • клАла;
  • красИвее;
  • нефтепровОд;
  • прозорлИвый.

Задание 5. Паронимы

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению. Если при выполнении задания вы не можете сразу определить правильный пароним, попробуйте изменить слово, найти однокоренные слова, слова с близким звучанием - одно из них и будет верным ответом в заданном контексте.

Запомните разницу:

1) Одеть (кого-то) – надеть (что-то на кого-то).

2) Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).

3) Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).

4) Безответный (неспособный возражать) – безответственный (не сознающий ответственности).

5) Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).

6) Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).

7) Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).

8) Типичный (характерный, обладающий особенностями, свойственными кому-либо) – типовой (стандартный; являющийся образцом).

9) Всякий (каждый) – всяческий (самый разнообразный).

10) Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Задание 6. Правильное образование формы слова

В этом задании проверяется знание трудных случаев формообразования слов. Повторите правила образования множественного числа имен существительных, разных времен глагола, сравнительной степени прилагательных и наречий, род и возможность изменения заимствованных слов. И не забывайте сверяться со словарем при подготовке!

Запомните правильные формы слов:

  • Чулок (множ. ч., Род. П.).
  • Игрища (множ. ч., Им.п.).
  • Слесари (множ. ч., Им.п.).
  • Полощет (наст. вр., 3 лицо, ед. число).
  • Выговоры (множ. ч., Им. П.).
  • Горше (уст. сравнит. степень прилагательного «горький», наречия «горько» в значении «горестный»).
  • Свищу (наст. вр., 1 лицо, ед. число).
  • Доктора (множ. ч., Им. П.).
  • Крейсеры (множ. ч, Им.п.).
  • Колибри (женский род, неизменяемое).

Задание 7. Грамматические ошибки

1) Большинство известных музыкантов начинали заниматься музыкой в раннем детстве. (Музыканты начинали заниматься).

3) Ряд работников привлечён к ответственности. (Страдательное причастие указывает на пассивность одушевленных действующих лиц).

4) Большинство предметов лежало в беспорядке. (Подлежащее обозначает неодушевленный предмет).

5) Часть школьников успешно сдали экзамены. (Активность и раздельность действия (сдала только часть)).

6) Вся русская поэзия , вся русская музыка пронизаны печалью. (Форма множественного числа сказуемого указывает на разные виды искусства).

7) В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.

8) На острове Новая Гвинея произрастает около 7 тысяч растений. (Склоняется только определяемое слово «остров»).

9) В проливе Югорский Шар находятся несколько островов. (Склоняется только определяемое слово «пролив»).

10) Никто из присутствовавших, даже хозяин дома, не мог предположить, чем закончится вечер. (Сказуемое при отрицательных местоимениях ставится в единственном числе).

Задание 9. Пропущенная буква – ряд орфограмм

Запомните написание слов:

  • предыюньский;
  • небезынтересный;
  • взимать (исключение);
  • предыгровой;
  • небезызвестный;
  • обызвествленный;
  • безыскровый;
  • безыдейный;
  • сымитировать;
  • постинфарктный (иноязычная приставка).

Задание 12. НЕ с разными частями речи

  • Недосчитаться (приставка недо, значение нехватки).
  • (Смотреть) неприветливо.
  • Практически невыполнимое задание.
  • Не заперта
  • Не закомплексованы (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
  • Неописуемое волнение (прилагательное, пишется слитно, без НЕ не употребляется).
  • Еще не проверенные тетради (причастие с зависимыми словами пишется раздельно с НЕ).
  • Ни один дымок не всплывал над дачными заборами. (Глаголы пишутся раздельно с НЕ, частица НИ часто употребляется в значении усиления отрицания).
  • Тренер даже не досчитал до десяти. (частица Не и глагол досчитать пишутся раздельно: нет значения нехватки (т.е. нет приставки недо-)).
  • Он был не из робких. (Отсылка к фразеологизму «не (из) робкого десятка», НЕ пишется раздельно с предлогом ИЗ).

Задание 13. Слитное и раздельное написание разных частей речи

Для правильного выполнения этого задания важно помнить, что для большинства выделенных в предложениях слов возможны слитное и раздельное написание в зависимости от контекста и роли в предложении, от части речи или их сочетания.

  • Без умолку (наречие, не склоняется).
  • Поначалу (наречие, не склоняется).
  • Впору (об одежде, не склоняется) – в пору (о времени, существительное склоняется).
  • Подолгу (о времени, не склоняется) – по долгу (об обязательствах, существительное склоняется).
  • Настолько (наречие, «в такой степени»: настолько доверчив) – на столько (предлог и числительное, всегда употребляется с зависимым словом: на столько человек еды не хватит).
  • Отчего (местоименное наречие со значением причинности: Отчего /почему идет дождь?) – от чего (местоимение «что» в родительном падеже с предлогом: От чего этот ключ? От шкафа).
  • На смех (наречие, не склоняется).
  • Сослепу (наречие, не склоняется).
  • Как по писаному (устойчивое сочетание).
  • Без зазрения совести (фразеологизм, пишется раздельно).

Задание 14. Н и НН в разных частях речи

  • Осиный (суффикс ИН прилагательных, пишем Н).
  • Усеян (краткое причастие, всегда пишем Н).
  • Ледяной (суффикс ЯН прилагательных, пишем Н, кроме трех исключений (стеклянный, оловянный, деревянный)).
  • Разгорячённый (причастие с приставкой (кроме НЕ), образовано от глагола совершенного вида, пишем НН).
  • Желанный (исключения: прилагательные «желанный», «жданный» и (в составе устойчивых сочетаний) «виданное ли дело?», «слыханное ли дело?». Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать ).
  • Диковинный (Сочетание суффиксов –овин-, -н- в прилагательных, пишем НН).
  • Приданое невесты (отглагольное существительное, входит в перечень исключений из правила, пишем Н) – приданное (причастие (полк пехоты и приданное ему подразделение разведки), есть приставка (кроме НЕ), образовано от глагола сов. Вида, есть зависимые слова – пишем НН)).
  • Мудрёный (отглагольное прилагательное, утеряно значение действия во времени, пишем Н).
  • Поверенный (отглагольное существительное, пишем НН по правилам употребления НН в отглагольных словах).
  • Крашеный (отглагольное прилагательное) – крашенный (страдательное причастие сов. Вида, пишем НН).

Задание 19. Типы подчинения придаточных

Для правильного выполнения этого задания важно вспомнить расстановку знаков препинания при однородном, параллельном и последовательном подчинении придаточных.

Запомните:

  • Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится.
  • В предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой.

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза - то, так, но.

1) Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как же не хочется расставаться с озером. (Параллельное подчинение двух придаточных, разделяем все простые предложения запятыми).

2) Разведчик спал у поваленного дерева и, когда по приказу майора его стали будить, в полусне дважды лягнул ногой воздух так, что ординарец попятился назад. (Главное предложение с двумя сказуемыми разделено на две части придаточным, запятые ставятся только на границе придаточного, перед союзом И, разделяющим однородные сказуемые, запятая не нужна).

3) Я поняла, что, если стоять и ждать, пока это столпотворение закончится, ничего не достанется. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другими придаточными. Поскольку в разделенном придаточном нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва придаточного - между двумя союзами).

4) От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни, и если хотите, то он вам расскажет много длинных историй, каких вы никогда не слышали. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

5) Поздней осенью очень быстро темнело, и, когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом, треск ветвей стал особенно слышен, ибо всё остальное замерло.

6) Луга тем летом уже перестояли, и когда прошли тёплые грозовые дожди, то настали последние дни сенокоса, чего так ждали в маленькой деревне.

7) Незаметна эта речушка под Костромой, и, если приехать в эти места в середине жаркого лета, найти её среди кустов черёмухи и бузины с первого раза нельзя, потому что река покрыта сплошь осокой. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными. Поскольку в разделенном предложении нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва - между двумя союзами).

8) Папа мне часто рассказывал, как проходят операции в больницах, и если мне в будущем будут что-нибудь оперировать, то я перенесу это легко. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

9) Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод, что, если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу, он вскоре тоже станет профессором. (Сложное предложение с разными видами связи. Одно из придаточных в последовательном подчинении разделено на две части другими придаточными. Поскольку нет составного союза, в месте разрыва на стыке двух союзов ставим запятую. Два придаточных находятся в однородном подчинении и присоединены одиночным союзом если, между этими придаточными стоит союз И, запятую в этом случае не ставим).

Друзья, удачи вам на экзаменах! А наши репетиторы в любую минуту готовы прийти на помощь.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Пробный ЕГЭ по русскому языку среди журналистовпрошел в Москве.

Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Можно ли сдать ЕГЭ по русскому хорошо? Безусловно. Более того! Можно сдать его отлично! И правил тут – несколько. Во-первых – надо успокоиться. Во-вторых – настроиться на победу. Ну а еще за оставшиеся до экзамена дни повторить те правила, на которых «горели» выпускники прошлых лет. Честно говоря, ужасно обидно за сделанные ими ошибки – настолько они нелепы. Итак, начнем по порядку.

Морфемный, словообразовательный анализ и морфология

1. Самое большое количество ошибок учащиеся допускают в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими их словами. Правило тут работает простое: чтобы правильно произвести морфемный анализ предложенных в задании слов, нужно определить (подобрать) слово, от которого образовано то, которое нужно разобрать. Пример: журналь-чик - от журнал, апельсин-чик - от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к основе. Это и есть правильный ответ.

2. Момент второй. Увы, сколько раз ни проходил экзамен, столько раз выяснялось, что учащиеся не знают или забывают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу. Все просто: берите то, от которого оно образовано! И выяснится, что некоторые слова образованы бессуфиксным способом. Специалисты говорят, что обнаружить такие слова на экзамене могли лишь 12 процентов выпускников!

3. Следующий момент. Экзамен доказал уже не раз, что учащиеся плохо определяют принадлежность слова к той или иной части речи по точным признакам (наличие набора морфологических признаков), а также смешивают сами понятия – морфология и синтаксис. Друзья! Ну хотя бы вспомните, что сказуемое далеко не всегда бывает выражено формой глагола!

4. Ну и, наконец, полный провал: дикая путаница с частицами, предлогами и местоимениями разных порядков. Вызывает также сложности просьба найти наречия в превосходной степени.

Синтаксис

1. Дорогие друзья. Давайте вспомним среднюю школу, найдем старенький учебник и заглянем в соответствующую главу. Огромные трудности выпускники испытывают при анализе предложений с составным именным сказуемым (когда дано задание определить границы составного сказуемого). Более того! Невероятно трудным оказывается задание, в котором нужно определить подлежащее, функции которого в придаточной части сложноподчиненного предложения выполняют союзные слова (что, который).

2. Натуральный коматоз начинается, когда требуется определить подлежащее в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными существительными в именительном и винительном падежах. Родненькие выпускники! О чем или о ком идет речь в предложении – это и есть подлежащее. Все, точка. Это совсем не так сложно, как кажется.

3. Трудно определяется грамматическая основа в предложении с подлежащим, выраженным местоимением.

4. Управление, примыкание, согласование – это просто кара небесная. Так, из года в год просьба выписать из предложения словосочетание со связью «управление» вызывает трудности у 80 процентов экзаменуемых. Согласование, впрочем, точно так же ставит в ступор. «Друзья пошли в лес, чтобы найти там грибы». Пошли – за тем-то. Такова схема.

5. Ну а теперь – полный аут. Повторяем тему «Односоставное безличное предложение». Оно, бывает, входит в состав предложения сложного! В чем же трудность? Надо всего лишь найти это предложение, и все. Пожалуйста, пример: «Как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?» Ну запомните, это же просто. Перечитайте примеры к теме – и все встанет на свои места. А относительно нашего примера – запомните, будто речь идет о тех, кто сейчас не сдает экзамен – это они «не слышат и не чувствуют». И пользуйтесь этим примером как подсказкой.

6. Кроме того, повтора требует тема придаточных предложений (повторите их виды!), которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

Выдохнули? Хорошо, теперь идем дальше. На повестке дня – лексика.

1. Итак, кто из вас забыл, что такое паронимы? Вспоминаем! Это, друзья, слова, похожие друг на друга, очень близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Адресат – адресант. Важно не употреблять одно слово вместо другого. Ну, скажем, глагол «взглянуть» имеет при себе дополнение с предлогом «на». А «заглянуть» имеет дополнение с предлогом «в». Казалось бы, просто, но откуда тогда берутся варианты «взглянуть в книгу»?!

2. А синонимы? Хитрые, коварные синонимы… Тут, конечно, спасение – общая культура речи, которая не позволит вам пройти мимо таких специально сделанных в тексте ошибок, как «пространство для рекламы» (место для рекламы), «имя поэта знакомо во многих странах» (известно во многих странах), и т.д.

3. Трудности встречаются и при выборе и определении антонимов. Особенно если они используются в антитезе. Черное – белое, горячее – холодное, действуйте по этому принципу. «Не веселый, но и не мажорный мотив» - явный «ляп». Тем более, что веселый и мажорный вообще не антонимы! Как это можно пропустить?!

4. И поосторожнее с фразеологизмами. Они от неправильного употребления разрушаются и превращаются в словесную помойку. «Талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя» - это ужас.


Правила поведения на ЕГЭ очень просто и подробно прописаны и известны каждому учителю, ученику и родителю, однако ошибок не всегда удается избежать

Вот так, посмеиваясь, мы и дошли до раздела «Грамматика» . А тут беда, друзья. Как говорила дочка одной моей знакомой, «хорошо, мама, что я с каждым днем все граммотнЕе и граммотнЕе». Все падали в обморок. Давайте наведем тут порядок. Тут – в смысле в голове.

1. Первая беда - отклонения от норм в глагольном и именном управлении. «Девушка понравилась мне своей преданностью к старику». «Героя Лермонтова Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе». В таких случаях единственная возможная норма - беспредложное управление: преданность старику, желание свободы. Внимание! Недопустимы нарушения литературного языка, к которым приводят ошибки в речи разговорной. «Приехал с города», «съездили до бабушки»… Ну вы чего, ребята!

2. Да, и обратите внимание на то, как «взаимодействуют» подлежащее и сказуемое! «Часть деревьев погибли» - это как?! Нередко допускаются ошибки и в согласовании определений с определяемым словом. «Опытная врач Иванова» условно допустимо в устной речи. Подчеркнем – условно! Но в письменной – нет, ни за что!

3. Ну и еще одна беда – однородные члены предложения. Если они идут за обобщающим их словом, они должны быть грамматически с ним согласованы. В разговорной речи, куда включается и интонация, можно сказать: «Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов». Но в письменное речи это будет считаться ошибкой.

4. Часто встречается и такая ошибка, как дублирование подлежащего, когда вслед за именем существительным идет местоимение. «Эта женщина, она послужила…» «Воины, они сражались как тигры…» Нет, нет и нет! Никаких местоимений. Либо одно, либо другое.

5. К распространенным грамматическим ошибкам (на письме!) следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения («Альбом рассказывает, как правильно посадить цветы и об устройстве цветочной грядки». Кроме того, следите за избыточным употреблением подчинительных союзов: («Старик так говорит об ушедших друзьях молодости, что как будто они были живые»).

Ну и последнее. Орфография и пунктуация.

1. Лидеры в этой номинации: ошибки в написании гласных в личных окончаниях глаголов, суффиксах имен существительных, прилагательных и глаголов. Кроме того, повторите (как ни смешно!) написание твердых и мягких согласных.

2. Пожалуйста, восстановите в памяти правила написания словарных слов, а также законы нашего с вами родного языка, определяющие слитное, раздельное или дефисное написание слова. У подавляющего числа выпускников существует также путаница в количестве букв Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

3. Трудности при расстановке запятых встречаются в предложениях со вводными конструкциями и в сложных предложениях.

Ну и последнее. Дорогие друзья, потому и по тому, тоже и то же, что бы и чтобы – бич тех, кто штурмует ЕГЭ. Почему – понять трудно. Пожалуйста, у вас еще есть время, вы успеете все повторить, если каждый день возьмете за правило завершать вечер чтением и анализом всего одной главы из учебника.

Удачи вам – от всего сердца.

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 10 основных проблем выпускников на госэкзамене по русскому языку.

Правописание безударных гласных в корнях слов

Например: к...рзина, закр...пить, в...ст...бюль

Несмотря на то что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов.

Чтобы не допустить ошибки в слове, в правописании которого мы не уверены, нужно подобрать однокоренное, в котором ударение падает на

проверяемую букву.

Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно как словарные просто заучить. Например: вестибюль, оказия, канонада.

Правописание "н" и "нн" в разных частях речи

Например: деревя(н/нн)ый стул, кожа(н/нн)ая сумка, связа(н/нн)ый бабушкой свитер

Вполне закономерная проблема, потому как правила, по которым согласную надо удваивать или нет, свои для каждой части речи. То есть заучивать надо много.

Одна "н" пишется :

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с одной "н": юность, пряности, нефтяник
  • в прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный, кожаный, серебряный
  • в отглагольных прилагательных: стираный, жареный, белёный
  • в кратких причастиях: названа, освоены
  • в наречиях, образованных от слов с одной "н": путано (путаный), чудесно (чудесный), ужасно (ужасный)

"нн" пишется:

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с "нн": воспитанник, современник
  • в существительных, в которых корень слова оканчивается на "н", а суффикс начинается с "н": малинник, дружинник, звонница
  • в прилагательных , образованных от существительных или прилагательных с помощью суффиксов -онн-, -енн: революционный, соломенный, внутренний (исключение: ветреный)
  • в прилагательных на -ованный, -еванный, -ёванный: привилегированный, арестованный, корчёванный
  • в прилагательных , образованных от существительных с основой на "н" и с помощью прибавления суффикса -н-: длинный, осенний, башенный
  • в полных страдательных причастиях прошедшего времени : купленный, обиженный, срезанный
  • в наречиях, образованных от слов с "нн": нечаянно (нечаянный), неслыханно (неслыханный), взволнованно (взволнованный).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связей

Например, нужно расставить запятые в следующем задании:

Белые птицы()похожие на альбатросов()пролетали()над водной гладью()в которой()когда()наступала()ночь()отражалась()словно()укутанная смертным саваном()белая луна.

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается связанным с другой грамматической основой. Но в ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Если у вас нет врождённой грамотности, то учите правила или

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте предложение дважды: как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описание происходящего:

Меня удивляло, что его нет дома -

Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, ведь мы не потеряем ключевой мысли автора. А если можно выкинуть часть предложения, то её нужно обособить запятыми.

Школьники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание

Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать

В ЕГЭ это задание № 21. Школьники, не находя аргументации или вывода (свойственным рассуждению), путают последний тип речи, например, с повествованием. Однако нужно запомнить, что:

Повествование - автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.

Рассуждение - автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.

Описание - с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.

Школьники плохо определяют, за счёт чего одно предложение связывается с другим

В экзаменационном варианте это задание № 23. Нужно найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, лексического повтора, форм слова или, например, предлогом с местоимением

Например, в этом задании нужно определить, какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора:

8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Только предложения 10 и 9 связаны с помощью лексического повтора, а именно повторяющегося местоимения "он".

Предложения 14 и 15 связаны с помощью личного местоимения "он" (нет никакой стилистической фигуры - лексического повтора); предложение 15 и 16 - с помощью форм слова "лесник"; 16 и 17 - форм слов "на озере - на озеро", "Берга - Берг"; 18 с предыдущим - личного местоимения "он".

По словам экспертов ФИПИ, сложности выполнения такого задания возникают у выпускников, когда нужно различить форму слова и лексический повтор.

В этом случае экзаменуемому нужно обратить внимание на то, что слово (в случае с лексическим повтором) употребляется ещё раз, так как выполняет особую стилистическую задачу .

Школьники тяжело запоминают, что такое: метафоры, градации, контекстные антонимы

К сожалению, средства художественной выразительности, которые нельзя "опознать" по части речи (это, например, олицетворение или эпитеты), выпускники либо путают, либо просто не учат. А всё потому, что некоторые тропы встречаются редко, а потому работает "авось"

Несмотря на то что львиную часть средств художественной выразительности можно увидеть только на экзамене по литературе, знать, что такое метафоры, парцелляция, градация, гипербола или, например, литота, всё же нужно. Да, попадается "ночьулицафонарьаптека" редко, но риски есть. Не говоря уже о "скрытом сравнении" (метафоре), которую в большинстве случаев в вариантах ответа предлагают... Правда, её чаще всего нет.

"Плохое" выражение собственного мнения. И отсутствие к нему аргументов из прочитанного текста

После того как вы определили, какую проблему в тексте поднимает автор, нужно её прокомментировать, а также рассказать, почему вопрос кажется вам важным. И, по правилам 2016 года, нужно обязательно опираться в своей аргументации на предложенный фрагмент произведения

Согласно аналитике экспертов ФИПИ, новые требования (среди которых "наличие примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы", "комментарий проблемы с опорой на исходный текст") привели к тому, что задание к сочинению (К2, комментарий к проблеме) правильно выполнило только 64% выпускников (в 2015 году - 87%).

О новых требованиях помнят не все, но что ещё важнее - правильно цитировать в школе редко учат. Нужно уметь не только писать предложения с прямой и косвенной речью, но и логично вплетать авторский текст в свой.

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Школьники не замечают орфографических и речевых ошибок в своих сочинениях, потому что "натасканы" на их поиск в тестовых заданиях

Как подчёркивают специалисты ФИПИ, для всех экзаменуемых (вне зависимости от их результатов) характерен недостаточный уровень практической грамотности. Результаты выполнения сочинения показали, что выпускники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным правилам, действуя по собственному алгоритму. Однако отдельные группы школьников с такими заданиями справляются только в условиях поставленной задачи, теста: как только участники ЕГЭ попадают в условия самостоятельного письма, эти знания остаются невостребованными.

Можно носить платье болотного цвета, но болотистой может быть только местность, земля, почва, так как значение прилагательного "болотистый" близко к "топкий" (имеется в виду, что территория топкая, как на болоте).

Чтобы справиться с таким заданием, нужно (если вы не обладаете особым грамматическим слухом) паронимические пары заучить. Их очень много, но есть самые популярные, которые в ЕГЭ могут оказаться с наибольшей вероятностью.

В том числе: болотный - болотистый, адресат - адресант, одеть - надеть, невежа - невежда, удачливый - удачный, различать - отличать, благодарный - благодарственный, будний - будничный, костный - костяной, каменный - каменистый, соседний - соседский.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Например: лес(т)ница, чу(в)ствовать, опас(т)ный

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической (А3-А6).

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.: ...нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы».

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Грамматические ошибки

1. Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
2. Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4. Ошибочное образование формы числительного С пятистами ру:)ми
5. Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети
6. Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
7. Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
12. ... с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
13. ... с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
14. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
16. Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Похожие статьи

  • Лауреаты Нобелевской премии мира: список

    Все русские лауреаты Нобелевских премий 1904 г. Физиология и медицина, Иван Петрович Павлов Великий русский физиолог, вошедший в историю медицины как один из первых исследователей условных рефлексов, впервые провел революционный...

  • Что значит сон, в котором видишь клубнику

    Вкусная сочная красавица-клубника радует нас все лето. Она нравится и взрослым, и детям, ее используют для варки компотов и варенья, для начинки пирожков и украшения десертов. Иногда ягоду можно увидеть во сне, толкование которого зависит...

  • К чему снится крокодил: толкование страшного сна

    Крокодил в сновидении является символом человека из Вашего окружения. По известному выражению «крокодиловы слезы» (притворное раскаяние, лицемерие, неискренность) можно составить мнение о том, с каким человеком Вы общаетесь. Детали сна...

  • «Властелин ее сердца» Моника Маккарти Маккарти читать властелин ее сердца

    Моника Маккарти Властелин ее сердца © Monica McCarty, 2014 © Перевод. О. А. Болятко, 2015 © Издание на русском языке AST Publishers, 2016 * * *Хайлендская гвардия Тормонд Маклауд по прозвищу Вождь - командир стражи и искусный...

  • «Дураки умирают первыми» Виктор Точинов, Вадим Панов

    Дураки умирают первыми Виктор Точинов, Вадим Панов (Пока оценок нет) Название: Дураки умирают первымиО книге «Дураки умирают первыми» Виктор Точинов, Вадим Панов Книга «Дураки умирают первыми» — это произведение, написанное в соавторстве...

  • Чай с мятой: лечебные свойства

    Травяные чаи (также известные настои) используются на протяжении веков как природные средства для лечения широкого спектра заболеваний, а также как средства поддержания хорошего состояния здоровья и самочувствия. Из всех известных в мире...