Контрольная работа по "социологии". Раздел: Историко-социологическое введение Становление индустриального общества

Россия расположена на материке Евразия (материк Восточного полушария). Назови государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с

которым Россия имеет морские границы. Ответьте пожалуйста еще на один. Назови одну из областей России,которая отделена от основной части России территорией другого государства.

Написать эссе на одну из тем: " Наука -это организованное знание"(Г.Спенсер) "Сбережения составляют самый богатый доход"(И.Стобей") " В

брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность"(И.Кант)

ЛЮБУЮ ОДНУ ИЗ ТЕМ,

ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является одним из компонентов общества как системы.
Б. Воздействие общества на природу всегда ведет к негативным последствиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба
4) оба неверны

Помогите пожалуйста, очень срочно!дайте определения всем выделенным словам и пронумерованным терминам. "для юристов одним из главных профессиональных

качеств является умение применять правовые нормы(1) на практике . однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами право основывается, как правило, на потере уверенности в силе закона. Для людей, которые устояли перед волной правового беспредела, право стало одной из основ личного миротворения(2 ). для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой культуры. в связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права. Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как религия(3), мораль(4) , относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни. Например, связь в отношении политики(5) и права легче все просматривается через понятие закона. "

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт

смысл и смерти.Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, - а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, всё, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».(Антуан де Сент-Экзюпери).
1) Озаглавьте текст
2) Что по мнению автора отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря
3) Какой смысл вложен в слова: "Человек умирает лишь наполовину"
4) В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, дает смысл жизни и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

Вариант № 1

Часть1.

1.Социальная структура общества - это:

а) строение общества в целом

б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп

в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи г) все перечисленное выше

2. Социальные общности - это:

а) отношения между людьми в обществе б) совокупность социальных классов

в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками

3. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:

а) на большие и малые б) на формальные и неформальные в) на первичные и вторичные

4. К первичным социальным группам относят:

а) семью б) школьный класс в) трудовой коллектив г) все перечисленные

5. В основе марксистского учения об обществе лежит:

а) теория социальной стратификации б) классовая теория деления общества

в) теория биосоциального деления общества

6. Социальная стратификация - это:

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) система признаков, определяющих социальную структуру

в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

7. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:

а) уровень доходов б) социальный престиж в) обладание властью г) все перечисленные

8. Кто предложил для характеристики общества термин «социальная мобильность»?

а) М. Вебер б) П. Сорокин в) Т. Веблен

9. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?


а) в древнем Египте б) в древней Индии в) в древнем Китае

10. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств? а) личный статус б) социальный статус в) престиж

11. Социальны статус личности - это:

а) имущественное положение человека б) совокупность юридических прав и обязанностей

в) общепризнанное влияние какого-либо лица г) положение в системе общественных отношений

12. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?

а) национальность, квалификация

б) социальное происхождение, национальность в) образование, квалификация

13. Оценка обществом конкретного человека, его качеств - это:

14. Какие из приведенных определений характеризуют понятие социальной роли?

а) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом

15. По мнению социологов, одним из условий стабильности общества является

а) укрепление позиций высшего класса 6) укрепление позиций среднего класса

в) укрепление позиций низшего класса

16. Маргинал - это:

а) индивид, утративший прежний социальный статус

б) индивид, который сам отвергает общество либо оказывается отвергнутым обществом

в) промежуточное положение, которое создает возможность либо переместиться наверх, либо оказаться «на дне» общества

г) все перечисленное выше

17. Что из перечисленного характеризует эволюцию структуры современного общества в РФ?

а) появление социальной группы безработных б) появление социальной группы беженцев

в) изменение социального статуса многих граждан г) все перечисленное выше

Часть 2

В1. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:

А. Вертикальная мобильность -? Б. Горизонтальная мобильность -?

1) изменение профессии

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии

3) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер - ведущий инженер)

4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование , стал начальником цеха)

5) понижение в должности

В2. Приведите в соответствие социальные общности и их типы:

1) социально-демографическая общность

2) кратковременные, немногочисленные общности

3) устойчивые, массовые общности

а) нации б) женщины, молодежь, пенсионеры в) болельщики футбольной команды

часть 3.

Прочитайте текст «Социальная мобильность» и выполните задания С1 – 4.

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.


Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы... Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью... Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью , неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (, Архипова НИ.,

С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по) основные направления социальной мобильности?

С2. При каких двух общественных условиях , по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявления положительной стороны маргинальности.

С5. Что обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Приведите два предложения, характеризующие данное понятие.

С6.

«Социальное развитие современного общества».

Вариант № 2

Часть1.

1. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?

а) классовую структуру общества б) социально-профессиональную структуру общества

в) структуру населения г) все указанное выше

2. Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?

а) класс б) социальный слой в) семья г) трудовой коллектив д) все перечисленное

3. Социальная группа - это:

а) любой коллектив

б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии

в) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

4. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения - это признаки:

а) большой социальной группы б) малой социальной группы

в) формальной социальной группы

5. Какие признаки характеризуют социальный институт?

а) тип социальной зависимости между людьми

б) система образцов, моделей, форм поведения, обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков

в) общественная идея, поддержанная соответствующей организацией людей

г) всеми перечисленными выше

6. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?

а) роль в общественной организации труда б) доля и форма получения дохода

в) отношения к средствам производства

7. Центральное понятие теории социальной стратификации - страта - означает:

а) расслоение общества

б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре

8. Социальная мобильность - это:

а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре

б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие

в) социальное восхождение или социальное нисхождение

г) все перечисленное выше

9. Социальная мобильность - это:

а) только групповые перемещения

б) только индивидуальные перемещения

в) групповые и индивидуальные перемещения

10. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, называется:

а) корпоративным б) социальным в) нормативным

11. Социальный статус - это:

а) степень признания достоинств личности б) оценка обществом статуса личности

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями

12. Какое понятие социального статуса является наиболее верным?

а) социальный статус - социальное положение человека в обществе

б) социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

в) социальный статус - положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

13. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет

14. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

а) социального статуса б) социальной роли в) личного статуса г) авторитета

15. Основной тенденцией социального развития в условиях общества считают:

а) укрепление позиций высшего класса

6) укрепление позиций среднего класса в) рост низшего класса

16. Люмпенизированные слои - это:

а) деклассированные слои б) кустари в) квалифицированные рабочие

17. Выберите правильное положение:

а) социальная справедливость в принципе недостижима

б) социальная справедливость может быть достигнута стихийно

в) государство должно обеспечивать систему социальной защиты общества

Часть 2.

В1. Приведите в соответствие название теории и характеризующие ее положения:

1. Классовая теория -? 2. Теория социальной стратификации-?

а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов

б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии: доход, профессия, образование, возраст и т. д.

в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью

г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны

В2. Приведите в соответствие название и состав основных социальных групп, выделяемых социологами в социальной структуре США:

1) высший класс 2) средний класс 3) рабочий класс 4) низший класс

а) прислуга, неквалифицированные рабочие

6) работники, владеющие собственностью врачи, юристы

в) родовая аристократия, крупные финансисты и торговцы, владельцы крупных фирм

г) квалифицированные рабочие

часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – 4.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растёт в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей, и не пере­дачи массовой информации, принижающие семью; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем нет. Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению, здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные организации семьи. А. Туроу

С1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных от­ношений в современном обществе? Укажите два его прояв­ления.

С2.

С3.

С4.

С5.

С6.

«Социальное развитие современного общества». Вариант № 1

ОТВЕТЫ

Часть1.

Аб

Часть 2.

В1.

В2.

А 145, Б 23

БВА

Часть 3.

С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по) основные направления социальной мобильности?:

1) указана черта - изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице):

2) названы два направления (по): вертикальная и горизонтальная.

Указана черта, названы два направления -2, 1-1. Названы 1-2 направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный -0.

С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий:

1) названы два условия : 1) стабильный период развития общества; 2) структурная перестройка экономики;

2) дано объяснение , например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.

Названы два условия + дано верное объяснение -2, 1условие-1. Названы 1-2условия, нет объяснение, ИЛИ дано объяснение нет условий, ИЛИ ответ неправильный-0

1) дано определение : маргинал - это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;

2) приведены три примера : 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2) горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Дано определение + три примера -3, 2 -2, 1 ИЛИ дано три примера без определения 1. Дано определение без примеров, ИЛИ приведены 1-2 примера без определения, ИЛИ ответ неправильный -0.

С4. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности: 1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; 2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; 3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Указаны три верных проявления -3, 2 -2, 1 -1, ответ неправильный -0.

С5. Что обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Предложения.

1. «Социальное неравенство» - специфическая форма социального различия, которое характеризуется неравномерным распределением доходов, власти, образования, престижа между различными слоями населения, стратами.

2. Предложения :

1) Социальное неравенство предполагает, что личности, социальные слои обладают неравномерными возможностями для удовлетворения своих жизненных потребностей;

2) Социальное неравенство расценивается некоторыми учёными как положительное явление, т. к. оно заставляет стремиться к совершенствованию общественных отношений.

С6. Докажите на конкретных примерах, что искусство – социальный институт.

«Социальное развитие современного общества». Вариант № 2

ОТВЕТЫ

Часть1.

Часть 2.

В1.

В2.

1.АВ, 2 БГ

ВБГА

Часть 3.

С1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных от­ношений в современном обществе? Укажите два его прояв­ления .

Ответ: - рост числа разводов;

Увеличение количества неполных семей.

Правильно указаны две черты - 2, Правильно указана одна черта - 1, Ответ неправильный - 0. 0

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает ав­тор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

В ответе называются сферы общества:

Социальные отношения; - экономика.

Показан характер их связи : социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Названы сферы общества, показан характер их взаимодействия-2, Названы сферы общества -1

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая общество­ведческие знания, укажите три причины.

Причины этого явления:

- - сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

- - усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ро­лей матери, жены, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины-3, 2-2,1-1,0-0.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Тип семьи – партнёрская (демократическая)

Признаки: а) совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

Б) равномерное распределение семейных обязанностей.

Назван тип семьи, 2 её признака – 3, Назван тип семьи, 1 её признака – 2, Назван тип семьи – 1.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

1. «Социальная стратификация» - наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти, материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

2. Предложения :

1) Существуют разные исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

2) В современном обществе можно выделить три крупные страты: высший класс, средний класс, низший класс.

3) Основоположником теории стратификации – М. Вебер.

С6. Докажите на конкретных примерах, что образование – социальный институт.

Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

Тип вопроса: Свободный ответ

Ответ учащегося: Существует несколько основных концепций, раскрывающих специфику социологии. Первая – это то, что специфика заключается не в самом предмете, а в том, как она изучает общество. По мнению одного из социологов, социология – это наука о методах исследования человеческого поведения, совокупность методов изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу и на его изучение как своеобразной системы. Вторая основная концепция заключается в том, что она рассматривает социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях и отношениях. В этом виде делается упор на индивидуальность предмета этой науки. В этом виде мнение сторонников складывается в том, что социология – это наука о социальных связях и социальных отношениях, социальном взаимодействии. Другие сторонники этой концепции отмечают, что социология – это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах. Один из социологов утверждал, что социология занимается анализом социальных систем, обращая особое внимание типу социальной системы, называемому нашим обществом. Нужно отметить, что К. Маркс создал свою концепцию социальных отношений, основанием которой являются экономические отношения. Третья категория концепций интерпретирует социологию как науку о социальном поведении. Такое восприятие социологии очень широко реализуется на практике, очень распространено в исследованиях поведения человека в труде, досуге, культуре, браке. Понимание социологии как науки о социальном поведении людей предполагает специфику ее предмета. Главными темами и проблемами исследования являются природа и структура социального действия, социальные основы поведения и интересы, ценностные ориентации, социальное движение. Я перечислил три вида основных концепций социологии в понимании ее предмета – общества в целом, социальные отношения и системы, социальное поведение.

Задача № 2

Тип вопроса: Свободный ответ

Ответ учащегося: Помимо важнейших понятий других наук, социология имеет специфические категории – понятия, которые отражают существенные черты и стороны, свойства, структурные элементы. В основе социологии лежат такие категории: «общество», «гражданское общество», социальная система, социальная структура, социальная общность. Наиболее большей по содержанию категорией является понятие социальное, которое включает в себя понятие «социальная система», «социальная структура», «социальная группа». Система категорий отражает внутреннюю логику этой науки, раскрывает ее, делает более конкретной характеристику ее предмета и метода.

Задача № 3

Условия: Какие социальные институты Вы знаете?

Тип вопроса: Свободный ответ Ответ учащегося: Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Социальные институты – это институты семьи, институты образования, здравоохранения, институты государства и институты религии. Эти институты признаны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Например институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода, воспитания детей, реализует отношения между полами, поколениями. Институты высшего образования обеспечивают подготовку и дают возможность человеку развить свои способности, реализуя их в последующей деятельности и обеспечивая свое существование. Каждый институт выполняет свою характерную для него социальную функцию. Еще социальные институты отличаются друг от друга функциональными качествами, а также управляют поведением индивида через призму поощрений и санкций.

Задача № 4

Условия: Как трактуют глобальный мир современные ученые?

Тип вопроса: Свободный ответ

Ответ учащегося: В наше время современные ученые различают предметы исследования глобального мира. Некоторые ученые изучают глобальные проблемы человечества и в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования целостность бытия человечества. Большинство ученых признает в качестве глобальных проблем такие: несбалансированный экономический рост, кризис управления, обеспеченность населения Земли продовольствием и водой, рост численности населения, наличие экологических кризисов современности (озоновый слой, потепление климата), вероятность ядерного конфликта, охрана здоровья, права человека, опасные болезни, перемены в геополитике мира. Другая группа ученых считает, что правильно следовать путем западной цивилизации и принятие западноевропейской системы благом. По их мнению это способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства и т. д. Проекты глобального мира противоречивы, у этих авторов существуют разные мнения будущего человечества. Образ современного глобального мира определяется порядком сложившихся условий: во первых – вступлением западных стран в период постиндустриализма, снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся поставщиков сырья, благодаря внедрению новых технологий, снижающих потребность в сырье, крахом СССР. На глобальном уровне общество превращается в мировую систему или мировое сообщество. Это мировое сообщество сравнивают с глобальной коммуникационной системой. Благодаря наличию глобальных коммуникационных сетей общества не изолированы от остальных, а включены в мировую систему. Современное глобальное пространство содержит в себе глубинные, достаточно еще не проявленные противоречия и опасности. Большинство ученых, которые изучают движение мира к глобализму, говорят о том, что важнейшие стратегические решения принимаются небольшой группой ведущих держав. На развитие современного мира влияют не только постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, развивающаяся Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур. Финансовые кризисы, политические события, культурные процессы, происходящие на периферии мировой системы, оказывают свое действие на ее ядро, а также на валютно – финансовую систему, в которой мировыми лидерами являются США, Англия, Германия и Япония. Глобализация мира представляет собой формирование единого информационного пространства на базе современных компьютерных технологий. Компьютерные технологии пораждают новые информационные технологии, что позволяет изменить природу труда. Гипертехнологии или метатехнологии завершают технологическую пирамиду. Разработчиками метатехнологий являются США и частично Великобритания. К ним относятся сетевой компьютер, организационные технологии, технологии повышения эффективности деятельности корпораций, технологии формирования массового сознания. Ученые утверждают, что разрыв между странами определяется отставанием в уровне развития технологий. Динамика современного мира обусловлена новыми и мобильными ресурсами – это знаниями, информацией. Произошла модернизация системы ценностей. Знания стали основным фактором производства. Знания и информация становятся новым ресурсом, от которого зависят власть и богатство. Некоторые ученые считают, что знания превращаются в основной предмет и продукт труда. Распространение интеллектуальных технологий предполагает высокий уровень образованности. С появлением единого поля для бизнеса, экономические подъемы и спады приобретают всемирный характер. Проекты глобального мира содержат попытку анализа возникающих противоречий в мировом сообществе.

Задача № 5

Условия: Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Тип вопроса: Свободный ответ

Ответ учащегося: Социальное неравенство существует на протяжении всей разумной истории человечества. Корни социального неравенства современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, по силе мотивации направленной на решение наиболее значимых и важных потребностей. Возникающее неравенство крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Изначальные различия людей по физическим и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные и целеустремленные личности получают преимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся неравных обменов, начинается формирование нормативной основы неравенства. Еще одним этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в ходе обмена. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Статусный профиль говорит о принадлежности индивида к определенной социальной общности. В свою очередь – статусные профили являются характеристиками неравенства.

Задача № 6

Условия: Раскройте понятие «социальная стратификация».

Тип вопроса: Свободный ответ

Ответ учащегося: Понятие «социальная стратификация» получило свое название из геологии, где «стратификация» означает и описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. В «социальной стратификации» же происходит перемещения слоев по социальной иерархии. В изучении проблем социальной стратификации выделяют три социологических направления: Первое направление – это то, что ведущим критерием анализа выдвигает социальный престиж. Второе направление – главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции. Третье направление – это когда при описании расслоения использует объективные критерии, такие как образование, профессия, доход. В основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. Неравенство – это социальная необходимость любого общества. Социальная стратификация – это расслоение людей, то есть разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных и обеспеченных, бедных, очень бедных и нищих, формирование социальных страт в обществе. Данный термин – «стратификация» принят в науке, а слово «расслоение» больше употребляется в повседневном языке. В первобытном обществе стратификация почти отсутствовала, потому что неравенство было незначительным. В сложных обществах неравенство было очень значительным. Это неравенство разделило людей по доходам, по уровню образования, власти, социальному престижу. Стратификация бывает индивидуальной и групповой.


Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества?
3. Заполните таблицу.

Основные подсистемы общества

4. Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной Руси».
Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?
5. По мнению одного из социологов, общество движется от размытости к четкости, от единообразия к многообразию, последовательно проходя определенные стадии развития. Каждая из них утверждается лишь тогда, когда предыдущая исчерпала свои возможности.
Можете ли вы на основании приведенных утверждений заключить, что автор придерживается эволюционной модели общественного развития? Если нет, то каких знаний вам недостает?


Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги современного отечественного философа К. X. Момджяна.

Общество способно меняться, сохраняя качественную определенность.
...Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.
Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. <...>
Общество... относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравнив Японию XVI века и Японию XX века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей.
И тем не менее речь идет об... одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего исторического развития, в котором настоящее проистекает из прошлого и содержит в себе важные зачатки будущего.
Конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая Япония значительно больше похожа на феодальную Францию, чем на современную Страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. Но это не дает оснований разрывать целостную историю страны, которая связана воедино не только общим названием, географическим положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев).
Вопросы и задания: 1) Почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? При каком условии это понимание может быть достигнуто? 2) Что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при очень существенных изменениях в образе жизни людей? 3) Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? Выскажите свою точку зрения. Подкрепите ее примерами.

§ 11-12. Типология обществ

Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную социокультурную общность людей относят к определенному историческому типу общества. Ученые продолжают обсуждать вопрос о том, какие именно черты следует считать существенными признаками, позволяющими отнести то или иное общество к цивилизации определенного типа. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:
- отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
- отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
- система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные характеристики.
Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье - голод, война и чума. Голод - самый жестокий: от него нет укрытия. Он оставил глубокие шрамы на культурном челе европейских народов. Его отголоски слышны в фольклоре и эпосе, заунывной протяжности народных песнопений. Большинство народных примет - о погоде и видах на урожай. Зависимость человека традиционного общества от природы отражена в метафорах «земля-кормилица», «земля-матушка» («мать сыра земля»), выражающих любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика (микрокосм) великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. Древнекитайская притча высмеивает земледельца, дерзнувшего бросить вызов традиционной агрикультуре, основанной на ритмах природы: стремясь ускорить рост злаков, от тянул их за вершки до тех пор, пока не выдернул с корнем.
Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского Средневековья преобладала частная собственность на землю - главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, - ступеням «феодальной лестницы». Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества - отношение личной зависимости.
Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Крестьянская община, городские ремесленные корпорации сообща несли феодальные повинности. Крестьяне-общинники сообща выживали в неурожайные годы: поддержать соседа «кусочком» считалось нормой жизни. Народники, описывая «хождение в народ», отмечают такие черты народного характера, как сострадание, коллективизм и готовность к самопожертвованию. Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность, вошедшие в сокровищницу цивилизационных достижений человечества.
Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что обжившийся в городе китайский крестьянин не порывал связи с сельской церковной общиной, а в Древней Греции изгнание из полиса и вовсе приравнивали к смертной казни (отсюда и происходит слово «изгой»). Человек Древнего Востока целиком подчинял себя клановым и кастовым стандартам социально-групповой жизни, «растворялся» в них. Соблюдение традиций издавна считалось главной ценностью древнекитайского гуманизма.
Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Жесткость классово-сословных перегородок традиционного общества сохраняла его неизменным на протяжении всей жизни. В народе и по сей день говорят: «На роду написано». Присущее традиционалистскому сознанию представление о том, что от судьбы не уйдешь, сформировало тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. И. А. Гончаров с гениальной художественной прозорливостью запечатлел такой психологический тип в образе И. И. Обломова. «Судьба», т. е. социальная предопределенность, является ключевой метафорой древнегреческих трагедий. Трагедия Софокла «Царь Эдип» повествует о титанических усилиях героя избежать предсказанной ему страшной судьбы, однако, невзирая на все его подвиги, злой рок торжествует победу.
Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. В традиционалистском сознании считалось, что «золотой век» уже позади, а боги и герои оставили образцы поступков и подвигов, которым следует подражать. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти - словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития.
Устойчивости традиционных обществ, многие из которых (особенно на Древнем Востоке) оставались практически неизменными на протяжении веков, способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью короля («Государство - это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития - индустриального (капиталистического) общества. К их числу можно отнести особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания. Ученые продолжают дискуссии о том, какие причины оказали решающее воздействие на становление индустриального общества. К. Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производительных сил. «Ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом», - утверждал он. Согласно марксистскому учению, как вы знаете, постоянно развивающиеся общественные производительные силы приходят в противоречие со сложившимися формами производственных отношений, т. е. отношений собственности и распределения. Тогда наступает эпоха социальной революции, разрушающей старые производственные отношения и устанавливающей новое, исторически изменчивое соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений.
М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в Реформации, т. е. реформе традиционного христианства. В отличие от католицизма сторонники новой ветви христианской религии - протестантизма полагали, что только успехи в профессиональной деятельности могли засвидетельствовать избранность человека к спасению, к посмертному вечному блаженству. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе.
Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер проводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Продуктивный капитализм, подчеркивал он, отрицает иррациональное стремление к наживе, основанной на спекуляции, ростовщичестве, взятках, выигрыше в азартных играх, войнах, морском разбое и ограблении колоний. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности.
Наконец, французский историк Ф. Бродель усматривал предпосылки капитализма в торговле на дальние расстояния. Она зародилась в городах Средиземноморья еще в XI-XII вв. Первыми крупными центрами морской торговли поочередно становились средиземноморские города Амальфи, Генуя и Венеция. Торговля на дальние расстояния оказалась гораздо прибыльнее сельского хозяйства. Крупные денежные средства оседали в приморских городах. В них и возникали первые промышленные предприятия по обработке первичных продуктов ручного труда (обработка грубого сукна, выделка кожи, виноделие). Ф. Бродель показал, что центр новой индустриальной цивилизации неуклонно перемещался с юга на север вслед за смещением центров крупной морской торговли (Генуя, Венеция, Антверпен, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов.
Все перечисленные социальные процессы (развитие общественных производительных сил, распространение протестантской этики с ее культом производительного труда, торговля на дальние расстояния) внесли свою лепту в становление и развитие капитализма. А потому каждое из приведенных объяснений содержит «момент истины», отражая отдельные стороны этого сложнейшего цивилизационного преобразования - становления индустриального общества.

Ученые относят общество к саморазвивающимся системам. На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени меняются социальные институты, образ жизни людей, совершенствуются технологии, усложняются формы общественного устройства, что свидетельствует о развитии общества, источники которого находятся в нем самом. Интенсивность, глубина изменений оценивались различно. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Применительно к живой природе она получила научное обоснование в трудах Ч. Дарвина, а затем закрепилась в учениях о развитии общества. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества, обращали внимание на значение традиций. Так же как и в биологии, развитие считалось необратимым. Отрицать преемственный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации (вспомните такие факты). В отдельных случаях возврат к более простым структурам служит гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья. Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма.

Согласно этому учению, решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Теория выглядит достаточно абстрактной, но сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, имевшие место во многих странах и часто коренным образом менявшие сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомните какие). Однако, хотя изменения были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоев общества, а нередко расходились с представлениями самих революционеров. Часто революционные действия и политика новых властей усугубляли ряд трудностей, уже существовавших в обществе. Кульминацией революций, как вы знаете из курса истории, нередко становилось утверждение диктатур, превосходящих по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке их позитивной роли в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только «бархатным», лишенным элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров.

Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа в последние два-три века. Говоря словами современного английского историка, англичанин середины XVIII в. в материальном отношении стоял ближе к легионерам Цезаря, чем к собственным внукам. Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчетами: если последние 50 тыс. лет существования человечества измерить числом поколений, каждое со средней продолжительностью жизни в 62 года, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Письменностью пользуются последние 70. Лишь 6 последних поколений получили возможность пользоваться печатным словом. Только при жизни последних четырех поколений люди научились довольно точно измерять время. Подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века. Изменения охватывают не только образ жизни, но и образ мыслей людей: их взгляды, предпочтения, представления о должном. Вместе с тем ряд ценностей сохраняет свое значение и в современном мире. К примеру, семью, притом что формы ее меняются, миллионы людей в мире по-прежнему рассматривают как важнейшую ценность в своей жизни. Множество людей остаются приверженцами религий, зародившихся тысячелетия назад. Тем не менее многие стороны общественной жизни стремительно меняются. Есть ли определенная направленность у этих изменений? Ответу на этот вопрос посвящен следующий параграф. Основные понятия: общество как система, общественный институт, сфера жизни общества.

Проверьте себя

1) Что позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами. 6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Опираясь на положения, приведенные в данном параграфе, а также на знания из других предметов, выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы: сохранение с течением времени своего состояния неизменным; наличное состояние позволяет точно определить последующее; постоянный обмен веществ с внешней средой; наличие взаимосвязанных элементов; несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов. 2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты Сферы

  • а) государство а) экономическая сфера
  • б) семья б) политическая сфера
  • в) школа в) социальная сфера
  • г) церковь г) духовная сфера
  • д) финансовая система
  • е) средства массовой информации

Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества? 3. Заполните таблицу.

Основные подсистемы общества

Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними. Основные учреждения (организации)

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

4. Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был вслед за земельным дворянством самым влиятельным классом старинной Руси». Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике? 5. По мнению одного из социологов, общество движется от размытости к четкости, от единообразия к многообразию, последовательно проходя определенные стадии развития. Каждая из них утверждается лишь тогда, когда предыдущая исчерпала свои возможности. Можете ли вы на основании приведенных утверждений заключить, что автор придерживается эволюционной модели общественного развития? Если нет, то каких знаний вам недостает?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги современного отечественного философа К. X. Момджяна.

Общество способно меняться, сохраняя качественную определенность. ...Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни. Это означает, что механическое сложение сведений, известных политологии, искусствоведению и прочим специальным наукам, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как реальное системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. <...> Общество... относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравнив Японию XVI века и Японию XX века, мы можем вообразить, что побывали на разных планетах с колоссальными по масштабу различиями в образе жизни людей. И тем не менее речь идет об... одном и том же народе, находящемся на разных этапах своего исторического развития, в котором настоящее проистекает из прошлого и содержит в себе важные зачатки будущего. Конечно, можно утверждать, как это делают некоторые теоретики, что средневековая Япония значительно больше похожа на феодальную Францию, чем на современную Страну восходящего солнца, ставшую одним из лидеров мирового сообщества. Но это не дает оснований разрывать целостную историю страны, которая связана воедино не только общим названием, географическим положением и языком общения, но и устойчивыми стереотипами культуры, воспроизводимыми особенностями национального менталитета (в частности, столетней психологией коллективизма, долга и дисциплины, которая во многом определила нынешнее преуспевание японцев). Вопросы и задания: 1) Почему сумма знаний из различных общественных наук недостаточна для понимания общества? При каком условии это понимание может быть достигнуто? 2) Что, на взгляд автора, позволяет сохранять народу целостность даже при очень существенных изменениях в образе жизни людей? 3) Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность? Выскажите свою точку зрения. Подкрепите ее примерами.

Похожие статьи

  • Что делать, если пропадает голос: причины и способы лечения

    Исчезновение голоса – одно из самых неприятных последствий при воспалении горла. Когда человек не может говорить, его повседневная жизнь превращается в самые настоящие муки. Даже обычная просьба или вопрос становятся проблемой в...

  • Что делать, если вы перегрелись на солнце

    Гипертермия организма обусловлена солнечным или тепловым ударом. Необходимо различать эти два вида, чтобы вовремя и качественно помочь пациенту. При этом первая помощь будет отличаться друг от друга. Симптомы теплового удара Человеку...

  • Бухучет инфо Выписки из банка в 1с 8

    Перед тем, как настраивать обмен, давайте ответим на вопрос: «Где находится сервис обмена с банком в 1С?». И, как оказывается, тут все не так однозначно. Как правило нам указывают на журнал Банковские выписки, где разработчики поместили...

  • Учет материальных запасов казенными учреждениями Что относится к счету 105

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Порядок учета ртутных термометров и документальное оформление их списания учреждению следует определить в рамках формирования учетной политики.Операции по списанию ртутных термометров...

  • Специалистов хронический панкреатит швейцария Классификация панкреатита и причины его развития

    Причины развития хронического панкреатита В гастроэнтерологии хронический панкреатит считается достаточно распространенным заболеванием, которое нередко протекает без значительных клинических проявлений или вовсе маскируется под другие...

  • Экзотические фрукты: фото с названиями

    Термин «фрукт» появился в 1705 г. и с тех пор означает съедобные или несъедобные плоды деревьев, кустарников (раньше все плоды растений называли овощами). Продукт является одним из основных составляющих рациона человека, так как в...