Гласность и демократия в ссср. Развитие гласности и демократии в ссср план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

(г. Саратов)

ГЛАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Многие годы советское общество воспитывалось в духе тоталитаризма. В период сталинизма право на существование имел один голос и одно мнение. Любое постороннее высказывание жестко наказывалось. На XX Съезде партии был развенчан культ личности Сталина и наметился конец тоталитарному режиму. На Съезде провозглашалась демократизация, но, не получив должного правового закрепления, не обеспеченная никакими правовыми гарантиями гласность постепенно была сведена на нет, и к 60-м годам процесс демократизации был свернут. Дальнейшее время, получившее название "эпохи застоя", характеризовалось различными формами полуправды, полугласности, расхождением между словом и делом, мыслью и словом.

С приходом в марте 1985 г. к власти страна взяла новый курс на ускорение социально-экономического развития , на развитие демократии, расширение гласности; общество ожидали глубокие перемены. Была выдвинута идея нового политического мышления, переосмысления современного мира и проведения политики с позиций общечеловеческих ценностей. Этот этап впоследствии назовут перестройкой, но с ней связываются не только преобразования в экономической, политической и социальной сферах. Важной его частью является провозглашение гласности, отказ от привычного советского мышления. Но сложившаяся к этому времени цензура советского типа по треугольной формуле: партия - Главлит СССР - репрессивные органы - функционировала исправно и была очень хорошо отлажена.

В обществе необходимо было создать благоприятные условия для того, чтобы гласность получила свое распространение, для этого необходимо было не только научить людей не бояться выражать свое мнение, пусть даже это мнение не соответствовало линии партии, но и разработать правовые механизмы защиты и реализации провозглашаемых новаций. Необходимость правового закрепления была важна, так как существовавшее общество было воспитано иначе и возможность вносить какие-либо кардинальные изменения была только у государства, путем создания благоприятной правовой атмосферы, обеспеченной его принудительной силой.

Термин "гласность", прозвучавший вместе с началом реформ, не имел четкого определения, отсутствовало его законодательное закрепление, для того чтобы понять его, необходимо обратиться к словарю. В энциклопедическом словаре "гласность" определяется как "открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т. п. для общественного ознакомления, обсуждения". Читая данное определение, можно предположить, какое колоссальное значение играла гласность в описываемый период. Ведь сложившаяся консервативная, закрытая система была хорошо защищена. Гласность, являющаяся неотъемлемой частью демократического общества, была призвана открыть обществу деятельность государственных органов, сблизить общество и государство, дать возможность общественности дать оценку деятельности государства.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., XXVII Съезд партии и XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласят, а впоследствии и закрепят гласность как неотъемлемое условие и средство очищения и обновления советского общества, как идеологический и политический принцип. В этом качестве гласность должна была пронизывать все сферы как государственной, так и общественной жизни; основными критериями ее выступали: информационная открытость, правдивость информации, социалистический плюрализм мнений, принцип нерасхождения слова и дела и т. д.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде ЦК КПСС в феврале - марте 1986 г. , выступая, говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс и их участия в управлении".

В результате XXVII Съездом КПСС был задан общий для всех структур вектор политической направленности. Наиболее приоритетным в деятельности органов государственной власти стал принцип гласности, который включал в себя не только возможность получения разного рода информации, но и возможность оценивать ее критически. Знаковым документом в этой связи стало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 9 "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику". Пленум Верховного Суда СССР постановил: "Обратить особое внимание судов на подобные злоупотребления, при наличии на то оснований привлекать не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности . Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 139.1 УК РСФСР, судом должен решаться вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Ввиду того что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам".

Данные материалы свидетельствуют о масштабах вносимых изменений в столь небольшой срок. Правовая база конца 90-х годов начинала формировать политику нового образца, через призму демократических начал.

Гласность, встречающаяся в различных государственных и партийных актах, должна была получить самостоятельное закрепление в виде нормативно-правового акта "О гласности". Стремление на законодательном уровне урегулировать положение гласности было необходимо ввиду того, что все чаще в освещении событий прошлого и их переоценке имели место факты злоупотребления ею. Данный вопрос широко обсуждался на февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988 г. Гласность предполагает свободу слова для тех, кто хотел бы говорить правду, стремится к процессу демократизации, но подчас гласность используется в личных, корыстных целях. В публикациях все чаще стали встречаться случаи, когда отдельные факты подавались искаженно, тенденциозно, размывались идеологические критерии в оценке событий и явлений. Все это не могло оставаться в тени, чувство свободы в выборе тем для обсуждения не могло не наносить ущерба имиджу как государственных служащих, так и государству в целом, но даже в свете подобных событий было решено наиболее динамично раскрывать и обсуждать сведения о руководителях партии и государства; ученых; о деятелях искусства, которые были репрессированы во времена культа личности Сталина.

На XIX Всесоюзной партийной конференции были сформулированы принципы гласности:

Неотъемлемые права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны;

Право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса;

На конференции поднимался вопрос, уже рассматривавшийся на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г., о необходимости создания правовых гарантий гласности. Делегаты сошлись на необходимости конституционного закрепления прав граждан СССР на информацию, а также о необходимости разработки законодательных актов, определяющих права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности.

Свобода, данная СМИ, играла для партии не только положительную роль, призывы критически оценивать прошлое переходили в переоценку действующих событий, критике поддавались нововведения, общество, еще недавно боящееся говорить, за три года реформ высказывалось открыто, критически оценивая ситуацию. Но нельзя сказать, что развитие гласности в СССР в рассматриваемый период проходило линейно только лишь в направлении ее развития, попытки государственных органов пресечь критические высказывания все же имели место. Так, 8 апреля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" был введен ряд статей, ст. 74.1 "Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций". В ней противоправным считалось публичное оскорбление или дискредитация высших органов государственной власти, должностных лиц и т. д.. Ввод данной статьи был не совсем логичным шагом, так как практически все общественно значимые события сводились к призывам развития критики, в том числе и органов государственной власти. Впрочем, просуществовав чуть меньше трех месяцев, ст. 74.1 УК РСФСР была отменена. "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР". В целях создания благоприятных условий для развития критики была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, которая запрещала распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" отменялась ст. 190.1 УК РСФСР и вводилась ст. 70 УК РСФСР, ответственность по настоящей статье наступала в случае призывов к свержению или изменению советского государственного и общественного строя способом, противоречащим Конституции СССР, либо воспрепятствованию исполнения советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР.

Сильным сдерживающим фактором развития гласности выступил принятый Верховным Советом СССР от 01.01.01 г. Закон СССР № 000-1 "О защите чести и достоинства Президента СССР", который позволял по решению суда прекратить деятельность любого СМИ в случае неоднократного распространения материалов, содержащих оскорбительные либо не соответствующие действительности сведения в отношении Президента СССР.

Апологетом развития гласности становится принятие Закона СССР от 01.01.01 г. № 000-1 "О печати и других СМИ". Принятый Закон запрещал цензуру и гарантировал свободу для СМИ. В связи с этим отпала потребность в органе, занимающемся идеологической цензурой.

25 октября 1991 г. вышел Приказ № 3 Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР "О работе ликвидационной комиссии ". Настоящий Приказ утверждал состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР и устанавливал в срок до 25 декабря 1991 г. окончить ликвидационную процедуру. С этим событием ознаменовалась победа гласности и исчезновение советской цензуры.

Процесс развития гласности оказался не простым, прежде чем провозгласить гласность, необходимо было создать правовую основу. Вопрос же о разработке и законодательном закреплении гласности возник, когда прошел уже не один год с момента ее провозглашения. Непроработанность подобных моментов оказалась роковой, ситуация вышла из-под контроля. Возможность восстановления информационного правопорядка , безусловно, была, но требовалось отступиться от намеченного пути реформирования системы. Этого сделано не было. Стремление изменить общество за столь короткий срок, научить его жить по-другому было утопической идеей, которую внедряли обществу, воспитанному в духе консерватизма, без соответствующих объяснений и разъяснений относительно существа провозглашаемых свобод. И как результат, развитие гласности пошло вразрез с государственной политикой и уже по совершенно иному сценарию.

Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. С.

Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1Опыт ее защиты (1". М.: Мельгир, 2001. С. 60.

Энциклопедический словарь / Ред. кол.: , и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 174.

Горбачев доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 111.

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.

Материалы Пленума ЦК КПСС,января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 33.

Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. С. 2.

Там же. С. 10.

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. С.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 28. Ст. 739.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 16. Ст. 397.

Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 26. С.

Гласность . Тормозилась повсеместно, пока не сменилось руководство центральных СМИ. Популярными стали газеты «Московские новости», «Литературная», журнал «Огонек». Возник плюрализм мнений.

Переосмысление прошлого . Созданная в 1987 Комиссия реабилитации жертв политических репрессий во главе с Яковлевым реабилитировала большевистских вождей Каменева, Зиновьева, Бухарина и др. Публиковались секретные архивные материалы, издавались запретные произведения литературы (Гранин, Рыбаков, Дудинцев, Замятин, Платонов, Бердяев, Троцкий). Развернулись дискуссии в СМИ и особенно на ТВ. Проявилось истинное лицо Ленина как шпиона и палача.

Публикация секретного протокола о разделе сфер влияния в 1939 между СССР и Германией, по которому вошли в состав СССР страны Прибалтики и Молдавия, вызвала создание объединений граждан - Народных фронтов , выступавших за независимость.

Наступает разочарование в социализме по-советски и безверие в правильность действий КПСС, зависть к западному образу жизни.

Политический раскол советского общества . На партийной конференции в 1988 Горбачев призвал к разделению властей, уменьшению роли КПСС, что вызвало озлобление партаппаратчиков, лишившихся влияния на экономику. Начался массовый выход из КПСС.

В 1989 состоялись первые свободные выборы депутатов, на которых 30 секретарей обкомов потерпели неудачу. На 1 съезде депутатов Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, а на 3-м съезде в 1990 – Президентом. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС в обществе, что открыло путь к многопартийности.

Партноменклатура устроила настоящую травлю Горбачева. Провокацией стала статья Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», оправдывающая деяния Сталина. Ее одобрили консерваторы в руководстве КПСС.

Нападкам подвергался Горбачев и со стороны радикальных демократов, требовавших решительных шагов в экономике и политике. Они сделали ставку на авантюриста Ельцина , популистскими заявлениями вызвавшего симпатию у населения. Руководя Москвой, он пошел на открытый конфликт с центром, а в 1987 перешел в оппозицию, добился избрания Председателем Верховного Совета РФ, в 1990 вышел из КПСС, в 1991 избран Президентом РФ.

У Р О К № 40

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Поиск новых решений . Новый министр ин. дел Шеварднадзе отправил в отставку большинство руководителей МИД. Груз переговоров взял на себя Горбачев. Недовольство многих вызвало присутствие на них жены Горбачева Раисы Максимовны , что было привычно для западных стран.

Суть нового политического мышления: сокращение вооружений, главенство общечеловеческих ценностей, решение глобальных проблем современности, гарантия безопасности всех стран.

Состоялись встречи с президентом США Рейганом, в итоге которых завершилась «холодная война». Ядерная война была признана катастрофой для человечества.

В 1987 были ликвидированы РСД в Европе, сокращены вооружения, в 1989 году выведены войска из Афганистана, после чего улучшились отношения с Китаем. СССР впервые поддержали США в их операции «Буря в пустыне» по усмирению напавшего на Кувейт Ирака.

Распад системы союзов под эгидой СССР . Оказавшись без опеки со стороны СССР, страны соцлагеря начали проводить самостоятельную политику. В Польше в 1989 к власти пришли лидеры «Солидарности». Оппозиция победила в Венгрии, Чехословакии, Румынии (в последней - вооруженным путем и казнью главы государства Чаушеску ). В 1990 объединена Германия, откуда были выведены наши войска. В 1991 распущены ОВД и СЭВ.

Дискуссии об итогах политики нового мышления . Улучшились отношения СССР с ранее враждебными странами, упрочилась безопасность страны, уменьшились расходы на оборону. СССР избавился от бремени помощи зависимым странам.

Критики же Горбачева обвиняют его за односторонние уступки.

У Р О К № 41

РАЗВАЛ СССР

Кризис в межнациональных отношениях . В условиях свободы и гласности внутренние конфликты выплеснулись наружу. Вспомнились сталинские депортации народов, репрессии, перекройка границ, русификация. Желание жить по-своему, со своей религией, традициями и языком вели к отдалению от центра. Рухнул союзный бюджет.

Кризис союза республик . В 1987 армянское население Нагорного Карабаха в Азербайджане потребовало присоединения к Армении. Начались погромы, появились беженцы с той и другой стороны.

В 1988 прибалты взяли курс на выход из СССР. В Узбекистане, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье тоже возникла напряженность. В Тбилиси, Баку, Вильнюсе и Риге пролилась кровь демонстрантов.

В 1990 сначала Грузия и Эстония, затем Латвия, 12 июня – РСФСР (сейчас это День независимости России), далее другие республики провозгласили суверенитет, что еще не означало выхода из СССР. Референдум 1991 показал желание народа жить в обновленном СССР.

Попытка переворота в СССР . 20 августа 1991 Горбачев планировал подписать новый союзный договор, но противники перестройки в руководстве страны 19 августа1991 в отсутствие Горбачева в Крыму подняли путч, создав новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП . Вице-президент Янаев , премьер-министр Павлов , министр внутренних дел Пуго , председатель КГБ Крючков , министр обороны Язов объявили, что Горбачев по состоянию здоровья отстраняется от власти. В Москву ввели войска. Москвичи встали на защиту Белого дома – парламента. Президент России Ельцин подписал указ о незаконности ГКЧП. На штурм здания правительства путчисты не решились пойти, и 22 августа были арестованы. Горбачев вернулся в Москву.

Развал СССР . Указ Ельцина приостановил деятельность компартии. Доверие к Центру в республиках было подорвано. Те начали провозглашать независимость. В августе Горбачев сложил с себя полномочия Генсека и распустил партию. Пытался сохранить союз уже в виде конфедерации – Союз суверенных государств (CCГ). Но Украина выступила против и вышла из состава СССР.

8 декабря 1991 руководители России Ельцин , Украины Кравчук и Белоруссии Шушкевич тайно в Беловежской пуще в охотничьем домике заявили о развале СССР и создании эфемерного Содружества Независимых Государств (СНГ ), в который вошли 11 республик. 25 декабря Горбачев подал в отставку. Верховный Совет СССР признал факт развала СССР.

У Р О К № 42

РОССИЯ ПОСЛЕ ГОРБАЧЕВА

Опыт «шоковой терапии» . Россия унаследовала от СССР 60% экономического потенциала, но и 70 млрд. долларов долгов. В 1992 глава правительства РФ Гайдар и его заместители Шохин и Чубайс начали рыночные реформы, прозванные шоковой терапией . Были отпущены цены, сняты ограничения на предпринимательство, началась приватизация госпредприятий и жилья, граждане получили приватизационные чеки - ваучеры .

В магазинах появились товары по бешеным ценам; продукты, закупленные на кредиты Международного валютного фонда (МВФ), возникли безработица и бомжи. Махровым цветом расцвела перепродажа. Рубль обесценился. Началась утечка за границу капиталов, мозгов, технологий и сырья по бросовым ценам. Крупнейшие предприятия прибегают к «крыше» бандитских группировок, растет преступность и детская беспризорность. Проституция стал легальным бизнесом. МММ и прочие дутые кампании безжалостно обирают население.

Попытки коррекции курса реформ . Недовольство реформами заставило Ельцина заменить Гайдара Черномырдиным . Безработица достигла 7 млн. человек. По коррупции Россия вышла на первое место в мире. Зарплата бюджетникам и пенсии задерживались месяцами. Почти половина населения жила в бедности. Ничтожно мало средств выделялось на образование, науку, медицину, культуру.

Политический кризис 1993 г . Оппозиция требовала импичмента (отстранения от власти) Ельцина. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым не одобрял законы, предлагаемые Правительством, ограничил власть президента. Тогда Ельцин обратился к избирателям с вопросом, кому больше доверяют: ему или депутатам. Избиратели предпочли Ельцина, но проголосовали против досрочных выборов депутатов и президента.

Расстрел Белого дома . Итоги референдума подвигли Ельцина к решительным действиям. В проекте новой конституции расширялись полномочия президента. Это вызвало недовольство депутатов, непринятие ельцинских законов. Тогда Ельцин подписал неправомерный указ о роспуске Верховного Совета и выборах нового парламента с одновременным референдумом по новой конституции.

Депутаты расценили этот указ как гос. переворот и отправили Ельцина в отставку, возложив обязанности его на вице-президента Руцкого . Двухнедельное противостояние приняло вооруженный характер. Сторонники Руцкого захватили мэрию и пытались взять Останкинский телецентр. 4 октября 1993 по приказу Ельцина после танкового обстрела здание Белого дома было захвачено (погибли 145 человек), руководители его обороны арестованы.

После этого Ельцин распустил все Советы, передав власть главам местных администраций. Советская власть перестала существовать.

Новая Конституция . Была принята 12 декабря 1993 г. Значительно расширились полномочия президента.

Итоги выборов 1993 г . Неожиданную победу одержала ЛДПР Жириновского (25% голосов). Пропрезидентский «Выбор России» набрал 15%. Остальное – КПРФ Зюганова, «Яблоко» Явлинского, аграрии. Пестрый и разнородный состав Думы затруднил принятие законов. ДОМА: § 43

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС - журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит - ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, - был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина - Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры - высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики.

В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики глас-UJ ности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
  2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
  3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
  4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
  5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) проходил с 25 февраля по 6 марта 1986 г. в Кремлевском дворце съездов в Москве. Основным событием партийного форума стал политический доклад генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева 25 февраля, в ходе которого советский лидер впервые заявил о необходимости гласности при проведении преобразований в стране.

Повестка съезда

На съезде присутствовало 4993 делегата от советских партийных организаций. В зале заседаний находились также 152 делегации коммунистических, рабочих, революционно- демократических, социалистических, социал-демократических, лейбористских партий и общественных организаций из 113 стран мира.

В ходе съезда состоялись выборы центральных органов партии: Центрального Комитета (ЦК) КПСС в составе 477 человек (307 членов ЦК и 170 кандидатов в члены ЦК КПСС) и Центральной ревизионной комиссии из 83 человек. Кроме того, была принята новая редакция программы КПСС, а также утверждены "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.".

"Гласность"

Значительная часть доклада генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была посвящена "дальнейшей демократизации общества" и "углублению социалистического самоуправления народа". Главным инструментом такой демократизации должна была стать политика "гласности". Первоначально под этим термином понималась открытость государственных и партийных органов для критики простых трудящихся. Позднее, в 1987-1988 гг., содержание понятия "гласность" существенно расширилось. Речь шла об отмене цензурных ограничений, утверждении во внутренней политике принципов свободы слова и обмена информацией. После XXVII съезда КПСС "гласность" стала одним из главных лозунгов перестройки.

Политика "гласности"

В 1986 г. были назначены новые главные редакторы наиболее массовых периодических изданий. В частности, газету "Московские новости" возглавил Егор Яковлев, журналом "Огонек" стал руководить Виталий Коротич, "Новым миром" - Сергей Залыгин. С начала 1987 г. в СССР стали публиковаться запрещенные прежде литературные произведения (например, повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце"), демонстрироваться снятые ранее, но не допущенные к показу фильмы (первым стал фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние"). Из спецхранов в открытые фонды библиотек были возвращены запрещенные к выдаче широкой публике книги, отменены ограничения по подписке на периодические издания. В 1987 г. возникли первые негосударственные телеобъединения, такие как "АТВ" ("Ассоциация авторского телевидения"). 28 сентября 1987 г. создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС "по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов". В 1988-1991 гг. в результате ее работы было реабилитировано более 1 млн незаконно осужденных советских граждан. 30 ноября 1988 г. в СССР было полностью прекращено глушение зарубежных радиостанций. 12 июня 1990 г. был принят закон "О печати и других средствах массовой информации", который провозгласил свободу СМИ и отсутствие цензуры.

"Ускорение"

Помимо гласности в своем докладе Михаил Горбачев подтвердил курс на "ускорение социально-экономического развития" страны, о котором впервые было заявлено на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Особый акцент в выступлении был сделан на развитии сельского хозяйства и повышении "благосостояния народа" (предполагалось увеличить доходы населения к 1990 г. в 1,6-1,8 раза). Тогда же прозвучало обещание обеспечить к 2000 г. каждую советскую семью "отдельной квартирой или домом". В докладе главы правительства Николая Рыжкова ставилась задача повысить производительность труда в СССР в 1986-1990 гг. на 23%, а к 2000 г. - в 2,3-2,5 раза. Также предполагалось обеспечить в 1986-1990 гг. ежегодный рост национального дохода на 3,5-4%, объема промышленной продукции - на 3,9-4,4%. Причем правительство рассчитывало достичь этих показателей в основном за счет интенсификации и автоматизации производства, а также мер экономии.

Внешняя политика

Во внешнеполитической части своего доклада Михаил Горбачев заявил о готовности СССР вывести свои войска из Афганистана. Кроме того, он подтвердил курс на сокращение ядерных и обычных вооружений, заявил, что противоборство между капитализмом и социализмом "может протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества".

Похожие статьи

  • Лауреаты Нобелевской премии мира: список

    Все русские лауреаты Нобелевских премий 1904 г. Физиология и медицина, Иван Петрович Павлов Великий русский физиолог, вошедший в историю медицины как один из первых исследователей условных рефлексов, впервые провел революционный...

  • Что значит сон, в котором видишь клубнику

    Вкусная сочная красавица-клубника радует нас все лето. Она нравится и взрослым, и детям, ее используют для варки компотов и варенья, для начинки пирожков и украшения десертов. Иногда ягоду можно увидеть во сне, толкование которого зависит...

  • К чему снится крокодил: толкование страшного сна

    Крокодил в сновидении является символом человека из Вашего окружения. По известному выражению «крокодиловы слезы» (притворное раскаяние, лицемерие, неискренность) можно составить мнение о том, с каким человеком Вы общаетесь. Детали сна...

  • «Властелин ее сердца» Моника Маккарти Маккарти читать властелин ее сердца

    Моника Маккарти Властелин ее сердца © Monica McCarty, 2014 © Перевод. О. А. Болятко, 2015 © Издание на русском языке AST Publishers, 2016 * * *Хайлендская гвардия Тормонд Маклауд по прозвищу Вождь - командир стражи и искусный...

  • «Дураки умирают первыми» Виктор Точинов, Вадим Панов

    Дураки умирают первыми Виктор Точинов, Вадим Панов (Пока оценок нет) Название: Дураки умирают первымиО книге «Дураки умирают первыми» Виктор Точинов, Вадим Панов Книга «Дураки умирают первыми» — это произведение, написанное в соавторстве...

  • Чай с мятой: лечебные свойства

    Травяные чаи (также известные настои) используются на протяжении веков как природные средства для лечения широкого спектра заболеваний, а также как средства поддержания хорошего состояния здоровья и самочувствия. Из всех известных в мире...