Дидактический материал по дифференциации шипящих и свистящих. Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков»

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

  • Дидактические:
отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие ишипящие звуки.
  • Развивающие:
  • развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные:
  • выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические:
  • правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

    Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

    Ход занятия

    Организационный момент

    – Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

    1. Артикуляционная разминка.

    Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

    Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения .)

    Упражнения:

    • со звуком [с] – “ Насос”(выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
    • со звуком[з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
    • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
    • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

    Следим за правильной артикуляцией звуков.

    2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

    Про мышей

    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке,
    A не бегать за мышами,
    Не шуршать бы камышами.
    Но от шёпота мышей
    Вся у кошки встала шерсть.
    Шевелит она ушами:
    «Не пора ли за мышами?»
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    – Следим за правильной артикуляцией звуков.

    3. Игра «Веселый маршрут»

    – А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

    Начинаем игру.

    Промежуточные задания – игры.

    «Спустило колесо»

    Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

    «Семья ежей»
    После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

    «Насосик»
    Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

    «Свисток»
    Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

    «Змея»
    На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

    «Оса»
    После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

    «са-са-са – вот летит оса»;
    «сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

    «Зоопарк»
    На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

    Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

    * Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

    4. Оценка речевой деятельности

    – Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

    Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru

    Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

    са-ша
    ша-са
    са-ша-ша
    сы-ши
    ши-сы
    СЫ-ши-ШИ
    сэ-ше
    ше-сэ
    сэ-ше-ше
    со-шо
    шо-со
    со-шо-шо
    су-шу
    шу-су
    су-шу-шу
    са-ша-са
    ша-са-ша
    сы-ши-сы
    ши-сы-ши
    сэ-ше-сэ
    ше-сэ-ше
    со-шо-со
    шо-со-шо
    су-шу-су
    шу-су-шу

    Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

    Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

    Подберите упражнения, необходимые для постановки “ р “.

    1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

    2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

    3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

    4. Постановка Р из межзубного положения.

    Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

    Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

    В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

    5. "Автомат": губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

    6. "Протолкни язычок": то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

    7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

    8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

    дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

    дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

    дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

    9. "Болтушка (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

    10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

    11. Выполняется в 3 приема:

    1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")

    2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

    3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

    Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

    Дифференциация свистящих и шипящих звуков

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

    Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

    са-ша ша-са са-ша-ша

    сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

    сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

    со-шо шо-со со-шо-шо

    су-шу шу-су су-шу-шу

    са-ша-са ша-са-ша

    сы-ши-сы ши-сы-ши

    сэ-ше-сэ ше-сэ-ше

    со-шо-со шо-со-шо

    су-шу-су шу-су-шу

    Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать - решать Коса - каша

    Лиса - Миша Шалаш - салат

    Кусок мешок Сила -шило

    Носок -пушок Каска- кашка

    Сумка -шутка Маска -Машка

    Крыса- крыша Миска- мишка

    Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

    Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

    ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

    На лугу горошек, кашка,

    А кувшинки у реки,

    Вдоль дорог цветут ромашки,

    А на поле - васильки.

    Колокольчик на опушке

    Мне кивает головой.

    Колокольчик на опушке

    Светло-синий, голубой.

    В огороде нашем

    Нет редиски краше.

    Как сочна, красна, кругла

    Не смотрите, что мала.

    Я песком посыплю густо

    Всю дорожку у ворот,

    А ещё ступеньки, спуски,

    Потому что - гололёд.

    Дед Мороз принёс подарки:

    Шашки, шахматы и марки,

    Кукол, мишек и машины,

    Две хлопушки и пингвина,

    Шоколадок полмешка

    И пушистого щенка.

    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

    Намою ладошку лист похож у клёна,

    Осенью - оранжевый, летом он зелёный.

    Словно перышки, листочки у рябинки,

    Что склонилась тихо над тропинкой.

    У осины листья, как монеты,

    У каштана - словно опахала,

    Было листьев очень много летом,

    Осенью их очень мало стало.

    Самый первый день весны,

    Самый-самый первый.

    На опушке, у сосны,

    Распустилась верба.

    Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Стеша спешила,

    Рубашку шила,

    Да поспешила -

    Рукав не дошила.

    Кукушка кукушонку

    Купила капюшон.

    Как в капюшоне

    Он смешон.

    Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

    У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

    АЛЁШИНА ШАПКА

    Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

    Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

    Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

    БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

    Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

    Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

    Шишки ела, нам велела.

    А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

    Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

    Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

    В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

    Греются на солнышке. - Головой вертят, на второе - хлопок по бокам

    Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

    Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

    За метелью! За метелью!

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -[Ж]

    Проговаривать слоги, учиться различать звуки , [Ж].

    за-жа жа –за за-жа-жа

    зы-жи жи -зы зы-жи-жи

    зе-же же-зэ зе-же-же

    зо-жо жо-зо зо-жо-жо

    зу-жу жу-зу зу-жу-жу

    за-жа-за жу-зу-жу

    зы-жи-зы жи-зы-жи

    зэ-же-зэ же-зэ-же

    зо-жо-зо жо-зо-жо

    Проговаривать слова, учиться различать звуки , [Ж].

    Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук - жук Зал - пожар

    Роза - рожа Коза - кожа

    Лиза - лыжа Гроза - дрожать

    Лизать - держать Тазы - ужи

    Сказать - бежать Корзинка -пружинка

    Разный - бумажный Резвый - нежный

    Проговаривать предложения, учиться различать звуки , [Ж].

    Возле лужи - зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

    Выучить стихотворение, учиться различать звуки , [Ж]

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ

    Серый козлёнок,

    Жёлтый утёнок,

    Ёжик-иглун,

    Зайка-скакун -

    К нам приходите,

    Сон приводите.

    Встаньте, зверюшки,

    Ближе к подушке.

    Сон посерёдке,

    Тихий и кроткий.

    Подготовить пересказ, учиться различать звуки -[Ж].

    Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

    Отработав произношение звуков и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

    Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

    Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

    Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

    Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

    Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

    Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]--[Ш]-[Ж]

    Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

    са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

    сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

    сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

    со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

    су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

    Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

    Сани - залы - шарик - жало

    Суп - зуб - шут - жук

    Сом - зонт - шов - жор

    Лиса - Лиза - Луша-лыжа

    Пасу - козу - укушу - вяжу

    Носок - возок - мешок - снежок

    Учимся различать звуки [С], , [Ш], [Ж] в предложениях.

    У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

    Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж]в словах.

    Петушок, петушок

    Носит красный гребешок,

    На сапожках шпоры,

    На хвосте узоры.

    Конь бежит,

    Вся земля дрожит

    В поле травушка-муравушка

    Ничком лежит.

    Петушок в сапожках

    Песни поёт.

    Курочка в серёжках

    Избушку метёт.

    Весна-красна

    На чём пришла?

    На жёрдочке,

    На бороздочке,

    На овсяном колосочке,

    На пшеничном пирожочке.

    Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах.

    Кукует кукушка в лесу, на опушке,

    В болоте, за кочкою спорят лягушки,

    В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

    В ночном возле речки заржал жеребёнок.

    В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

    Сынишке поёт колыбельную мама.

    И глазки закрыл непослушный сынишка,

    И выпал из рук его плюшевый мишка.

    ПЕРВЫЙ СНЕГ

    Первый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно.

    Стали дни коротки,

    Солнце светит мало.

    Вот пришли морозы.

    И зима настала. (И.Суриков)

    СНЕЖИНКИ

    На что похожи лёгкие снежинки?

    Ответить сложно, я скажу вам прямо.

    На звёздочки, на искорки, на льдинки

    И на салфетку, что связала мама.

    НЕНАСТЬЕ.

    Не пускают в гости Настю.

    На дворе с утра ненастье.

    Дождь косой стучит в окно,

    Даже днём уже темно.

    На газонах грязь и лужи,

    Ветер в лужах листья кружит.

    ЧТО ЗА ЧЕМ?

    За зимой весна, за летом осень,

    Отзвенит капель, придёт жара,

    А потом деревья листья сбросят,

    И наступит снежная пора.

    Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж].

    В БЕРЛОГЕ

    Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

    МАЙСКИЙ ЖУК

    Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

    Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна - в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,- сказала Жанна.

    Отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

    Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

    Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

    И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

    Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

    СНЕЖНАЯ БАБА

    Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

    Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

    Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

    Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

    Знакома она уже всей детворе,

    А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

    (И.Демьянов)

    5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

    Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

    *На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

    *Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

    *Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

    *Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

    *Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.


    АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
    ЗВУКОВ

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

    1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

    2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

    3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

    4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

    аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

    уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

    5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

    ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

    спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

    сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

    6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

    аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

    аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

    асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

    асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

    асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

    7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

    Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

    Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

    Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

    Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

    Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,




    кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

    А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

    Как гусеница овцу хотела обмануть

    Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

    Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

    Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

    18. Повтори скороговорки*.

    У сосны птица пьёт водицу.

    Весной посадим цветы и акации кусты.

    Купец Сысой идёт с косой.

    Птицам и птенцам на акации не спится.

    Под навес овёс отец Сани унёс.

    Цветут весной Акация с сосной.
    На суку сухом Птица с птенцом. Весна в цветах, Птица в кустах.

    Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

    Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

    Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

    в садах цветы.


    дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

    кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

    Сегодня целый день светит солнце.

    Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

    косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

    Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

    Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

    видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

    поют песни.

    Повтори пословицы и поговорки.

    И месяц светит, когда солнца нет.

    Не цвести цветам на снегу.

    Весной цветы, а осенью снопы.

    Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    Повтори и отгадай загадки.

    Нос как спица, а не птица. (Комар)

    На всех садится, никого не боится. (Снег)

    Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

    А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

    (Морковь) (Бабочка)

    Повтори стихи и чистоговорки.

    Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

    Видит гусениц птенец. Ведь сова -

    Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

    Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

    Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

    У воды стоит овца.

    А. Хмелёва

    17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

    Кот и птица

    Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

    спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

    8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

    Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

    Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

    Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

    Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

    Су: несу, пасу, посуда.

    Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

    Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

    Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

    Ыс: выступ, выставка.

    Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

    Яс: ясный.

    9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

    Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

    Ос: нос, покос, поднос, кокос.

    Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

    Ыс: мыс, кумыс.

    Ис: Денис.

    Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

    Ее: навес.

    10. Повтори слова с двумя звуками С.

    Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

    11. Повтори словосочетания.

    вкусный суп усатый сом высокая сосна

    навесной мост сосновый сук сухая косынка

    мамины бусы мягкий воск высокий утёс

    сонная киска медовые соты ясный день

    искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

    сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

    тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

    пустой автобус сытный студень мясной соус

    автобусная остановка тонкое сукно пустая комната

    Повтори предложения.

    Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

    Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

    Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

    цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка

    Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

    Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

    Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

    Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

    № 3 Звуки С-Ш

    1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
    2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
    3. Заучивание скороговорок:

    Шашки на столе, шишки на сосне.

    Шапкой Сашка шишки сшиб.

    4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

    Сшибать шишки с сосны.

    Собирать сосновые шишки.

    № 4 Звуки С-Ш

    1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
    2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
    3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

    № 2 Звуки С-Ш

    1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
    2. Выделение звуков С, Ш в словах:

    сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

    1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
    2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

    № 7 Звуки С-Ш

    1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
    2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

    № 3 Звуки С-Ш

    1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
    2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
    3. Заучивание чистоговорки:

    Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

    А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

    4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

    Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

    5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

    Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

    № 11 Звуки С-Ш

    Русские народные скороговорки:

    Веселей Савелий, сено пошевеливай.

    Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

    Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

    Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

    Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

    Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

    У Степана есть сметана, простокваша и творог.

    На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

    У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

    Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

    № 5 Звуки С-Ш

    1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
    2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

    Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

    1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

    № 6 Звуки С-Ш

    1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
    2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

    Спешить в лес за сосновыми шишками.

    Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

    Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

    1. Проговаривание предложений:

    Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

    Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

    Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

    1. Подбор предметов к признакам:

    Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

    № 8 Звуки С-Ш

    Скороговорки:

    В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

    Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

    Наша серая кошка сидела на крыше,

    а ваша серая кошка сидела выше.

    Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

    Две мыши поплоше несли по два гроша.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Слишком много ножек у сороконожек.

    Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

    Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

    И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

    Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

    Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

    № 9 Звуки С-Ш

    Стихи:

    – Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

    Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

    Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

    Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

    Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

    Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

    Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

    Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

    Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

    Я взяла под мышку плюшевого мишку.

    В ванну посадила и пошла за мылом.

    Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

    № 10 Звуки С-Ш

    Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

    – Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

    Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

    – Не хочу я просто каши так, без простокваши.

    Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

    Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

    А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

    Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

    Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

    Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

    И что не в Африке спит он, а дома он опять.

    «Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

    Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


    Похожие статьи

    • Вокруг света: рождественские сладости

      Многие считают выпечку высшим пилотажем, который по силам только опытным кулинарам. Это не так. Печь сможет каждый. Если захочет! ;) «Что вы! У меня обязательно что-нибудь сгорит или раскрошится!» Действительно, показывать гостям горелый...

    • Салат «Наваждение» с селедкой

      Думаю, салат «Селедка под шубой» пробовал каждый из моих читателей. Он давно полюбился многим и стал традиционным блюдом на праздничном столе. Но иногда хочется как-то разнообразить меню и удивить гостей новым интересным блюдом. Как раз...

    • Сколько варить яйца пашот?

      Яйцо-пашот – идеальное блюдо для утра. Достаточно добавить к нему кусок свежего вкусного хлеба, чашку ароматного кофе – и завтрак готов. Если же вы желаете разнообразить утро другими блюдами с яйцом-пашот, мы собрали для вас 5 интересных...

    • Что приготовить из опят — пошаговые рецепты грибного супа, салатов, блюд из жареных опят и картошки

      Любителей тихой охоты, особенно начинающих, интересует вопрос: что делать с опятами после сбора, как их правильно собирать, перерабатывать, что вкусного приготовить из грибов и если их много, как сохранить продукт до следующего сезона....

    • Ликеры из вишневых листьев: домашние рецепты

      В домашних условиях можно готовить по разным рецептам. Многие люди придерживаются тех способов приготовления, которые известны им давно от родственников или знакомых. Но всегда стоит попробовать что-то, чего вы еще не вкушали. Например, из...

    • Порошок какао — отличный суперфуд для нашей красоты и здоровья

      О ценности какао было известно с древних времен - у племен ацтеков и майя бобы ходили вместо денег. Сначала напиток из какао-бобов пили холодным, использовали в ритуальных целях. И лишь после того как конкистадоры доставили плоды...